РП по русскому родному языку 1 классы

Образовательная программа по учебному предмету
«Русский родной язык»









Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» составлена
на основе следующих документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.01.2015);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России № 1897
от 17.12. 2010. (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014. № 1643);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.12.2015 № 1576.
Основная образовательная программы начального общего образования
МБОУ «Приисковая СОШ» (Пр.№42 от 30.08.2019);
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития
«МБОУ Приисковая СОШ» (Пр.№42 от 30.08.2019).
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом по
русскому языку для 1-4 классов под редакцией В.Г. Горецкого, В.П.
Канакиной, выпускаемым издательством «Просвещение». В ней также
учитываются основные идеи и положения Программы развития и
формирования универсальных учебных действий для начального общего
образования.
Учебные предметы "Родной язык" и "Литературное чтение на родном
языке" интегрируются в учебные предметы "Русский язык" и "Литературное
чтение" предметной области "Русский язык и литературное чтение" (письмо
Министерство образования и науки РФ от 09.10.2017 №ТФ - 945/08 "О
реализации прав граждан на получение образования на родном языке")
Курс родного русского языка и литературы в начальной школе - часть
единого курса обучения предмету «Русский язык» и «Литературное чтение».
Начальный курс родного языка и литературы должен выполнять
специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить
их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в
преподавании этого учебного предмета в среднем и старшем звене.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной
взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой
единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается
с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Программа разработана на основе программы «Русский язык». Авторы:
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина, М.Н. Дементьева, Н.А.
Стефаненко. УМК «Школа России», с использованием учебного пособия












«Русский родной язык. 1 класс», авторы: О. М. Александрова, О. Л. А.
Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко,
В. Ю. Романова.
Целями изучения предмета «Родной язык» в начальной школе
являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и
логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры
человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит
достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать
средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о
системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии,
морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений
правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение
познавательного
интереса
к
языку,
стремления
совершенствовать свою речь.
Изучение учебного предмета «Родной (русский) язык» направлено на
развитие
языковой
компетентности,
коммуникативных
умений,
диагностической и монологической речи. В ходе изучения родного
(русского) языка формируются речевые способности обучающегося,
культура речи, интерес к родному языку, трепетное отношение к
национальной культуре, традициям и обычаям родного края.

Планируемые результаты освоения
учебного предмета «Русский родной язык» в 1-м классе
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной
язык» на уровне начального общего образования ориентированы на
применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных
жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной
школе обучающийся при реализации содержательной линии «Русский язык:
прошлое и настоящее»
научиться:

 распознавать слова, обозначающие предметы традиционного
русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по
указанной тематике;
 использовать словарные статьи учебника для определения
лексического значения слова;
 понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с
изученными темами;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»
научиться:
 произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
 осознавать смыслоразличительную роль ударения;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»
научиться:
 различать этикетные формы обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации;
 владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
 использовать в речи языковые средства для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
 владеть различными приемами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
 анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
выделять в нем наиболее существенные факты.

Метапредметные результаты
обучающийся получит возможность:
 принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу
обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
 высказывать своё предположение относительно способов решения
учебной задачи;
 проговаривать вслух последовательность производимых действий,
составляющих основу
осваиваемой деятельности (опираясь
напредложенный алгоритм (узелки на память);
 оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих
действий, вносить соответствующие коррективы;
 целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в
обсуждении и решении познавательных задач;
 ориентироваться в учебнике и использовать условные обозначения
при освоении материала урока;
 осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации;
 понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и
учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к
учебнику);
 работать с информацией, представленной в разных формах (текст,
рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
 понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию,
находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
 преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы,
модели) в словесную форму под руководством учителя;
 понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в
устной форме;
 составлять устно монологическое высказывание по предложенной
теме, обсуждать ее участвуя в диалоге, соблюдая правила
бесконфликтного общения;
 осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных
фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
 использовать собственный опыт в решении познавательных задач.
 слушать собеседника и понимать речь других;
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста)
 принимать участие в диалоге;
 задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
 принимать участие в работе парами и группами.

Содержание учебного предмета
«Русский родной язык» в 1-м классе
Раздел 1. Секреты речи и текста
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.
Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в
диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно
поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как
запрос на новое содержание).
Раздел 2. Язык в действии
Как нельзя произносить слова? (Пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов). Смыслоразличительная
роль ударения.Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов
(пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3 . Русский язык: прошлое и настоящее
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы
современного русского алфавита.Особенности оформления книг в Древней
Руси: оформление краснойстроки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.Слова, обозначающие
предметы традиционного русского быта:
1) Дом в старину: что как
называлось(изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.
д.).2) Как называлось то, во что одевались встарину (кафтан, кушак, рубаха,
сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках,
загадках,прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Наименование разделов
Секреты речи и текста
Как люди общаются друг с другом
Вежливые слова
Как люди приветствуют друг друг друга
Зачем людям имена
Спрашиваем и отвечаем
Язык в дейсвии
Выделяем голосом важные слова
Как можно играть звуками
Где поставить ударение
Как сочетаются слова
Русский язык : прошлое и настоящее
Как писали в старину
Дом в старину: что как называлось
Во что одевались в старину
Практическая часть программы

Проверочные работы, работы по
развитию речи
Работа по развитию речи «Моя
семья»

Всего часов
13
10
10
6
5
8
4
5
10
12
11
5

Кол-во Контрольные виды работ
1

Проектная работа «Скажи человеку
«Здравствуйте!»

1

Работа по развитию речи
«Составление вопроса и ответа»
Проектная работа «Почему мы так
говорим?»
Проектная работа «Составление
свода правил приличия»
Проектная работа «Город букв
своими руками»
Проектная работа «Мой дом»
Проектная работа «Мы строим
текст»
Итого: 10ч.

1
1
1
1
1
1

Работа по предупреждению
ошибок в произношении слов
«Произноси правильно!»грамматические упражнения.
Работа по предупреждению
ошибок в сочетаемости слов
«Пиши правильно!»грамматические упражнения.

Кол-во
1

1

Календарно-тематическое планирование уроков
«Русского родного языка» в 1 классе на 2023-2024 учебный год
№
урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

дата
Тема урока
Знакомство
Правила школьной жизни
Школьник и дошкольник
Для чего ходят в школу? Оценка
Учимся работать дружно
Как люди общаются друг с другом
А.Барто «Я люблю ходить вдвоём»
Язык и речь
Виды речи
Устная речь
Письменная речь
Жесты.Мимика
Работа по развитию речи «Моя семья»
Вежливые слова
А. Усачев «Для прощания и встречи»
Кому можно сказать «ты», а кому следует говорить
«Вы»?
Как вежливо попросить?
Как правильно отблагодарить?
Урок-игра «Слова, которые приятно слышать»
Как люди приветствуют друг друга?
Урок-беседа «Слова-приветствия и прощания»
Воинское приветствие «Здравия желаю!»
Проектная работа «Скажи человеку «Здравствуйте!»
Когда уместно сказать «Будьте здоровы»?
К. Бальмонт «Веселая осень»
Зачем людям имена
Полное имя
Что такое отчество? От какого имени оно образуется?
Спрашиваем и отвечаем
З. Александрова «Весеннее чудо»
Цели вопросов
Виды вопросов
Работа по р/ р «Составление вопроса и ответа»

Кол-во
часов план
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

06.09
07.09
08.09
13.09
14.09
15.09
20.09
21.09
22.09
27.09
28.09
29.09
04.10
05. 10
06. 10
11. 10

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12. 10
13. 10
18. 10
19. 10
20. 10
25.10
26.10
17.10
08.11
09.11
10.11
15.11
16.11
17.11
22.11
23.11
24.11

факт

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71

Выделяем голосом важные слова
И. Суриков «Четыре цвета года»
В мире звуков
Урок-игра «Как можно играть звуками?»
Ударение
Где поставить ударение?
Роль логического ударения
Урок-игра «Что на что похоже?»
Что можно услышать?
М.Ёлмезов «Черепаха и дождик»
Проектная работа «Почему мы так говорим?»
С. Маршак «Школьнику на память»
Урок-игра «Поиграем – посчитаем»
И. Гурина «На что похожи облака»
Работа с иллюстрациями
Слова и словосочетания
Точность слова
Как нельзя произносить слова
Работа по предупреждению ошибок в
произношении слов «Произноси правильно!»
Как сочетаются слова
Наблюдение за сочетаемостью слов
Урок-игра «Голоса природы»
Работа по предупреждению ошибок в сочетаемости
слов «Пиши правильно!»
Культура речи
Культура общения
Урок-беседа «О правилах приличия»
Работа с текстом «Просьба о помощи»
Проектная работа «Составление свода правил
приличия»
Как писали в старину
Пергамент
Берестяная грамота
Дощечки – церы
Перо, чернила, чернильница
Старинные рукописные книги.
Буквица
Братья-монахи Кирилл и Мефодий
Кириллица
Проектная работа «Город букв своими руками»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29.10
30.10
01.12
06.12
07.12
08.12
13.12
14.12
15.12
20.12
21.12
22.12
27.12
28.12
29.12
10.01
11.01
12.01
17.01

1
1
1
1

18.01
19.01
24.01
25.01

1
1
1
1
1

26.01
31.01
01.02
02.02
07.02

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

08.02
09.02
14.02
15.02
16.02
28.02.
29.02
01.03
06.03
07.03

72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99

Дом в старину
Работа с иллюстрациями «Как называются дома, в
которых мы живем?
Работа с иллюстрациями «В каких домах жили
раньше и как они назывались?»
Н. Кончаловская «Терем, терем, теремок»
Как в старину украшали дома
С.Маршак «Кошкин дом»
«Без сучка,без задоринки»
М.Михайлов «Лесные хоромы»
Названия комнат в избах и теремах
Освещение крестьянской избы
М. Гальперин «Дом-это там, где вас поймут»
Проектная работа «Мой дом»
Во что одевались в старину
Названия старинной мужской одежды
Рубаха – женская и мужская
Лапти, кушак
Названия старинной женской одежды
Женские и мужские головные уборы
Текст
Тема текста
Секреты текста и речи
Сравниваем тексты
Проектная работа «Мы строим текст»
Как в старину украшали дома
С.Маршак «Кошкин дом»
«Без сучка,без задоринки»
План текста
Урок игра «Игра в слова»

1
1

13.03
14.03

1

15.03

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

20.03
21.03
22.03
03.04
04.04
05.04
10.04
11.04
12.04
17.04
18.04
19.04
24.04
25.04
26.04
02.05
03.05
08.05
10.05
15.05
16.05
17.05
22.05
23.05
24.05

Список учебно-методической литературы
1. Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И.,
Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю. Русский родной язык. 1
класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. — М. :
Просвещение, 2018.
2. Азбука. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В.
Г. Горецкий [и др.]. – М.: Просвещение, 2011.
3. Канакина В.П. Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений-М.: Просвещение, 2011, 2016
4. Русский родной язык. 1 класс : методическое пособие / [О. М.
Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко др.] URL: http://uchlit.com.
Интернет-ресурсы
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny.
Академический орфографический
словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop.
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru.
Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types.
Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL:http://www.krugosvet.ru.
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru.
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs.
Обучающий корпус русского языка. URL:http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html.
Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru.
Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».