3класс русский родной язык

Образовательная программа по учебному предмету
«Русский родной язык» 3 кл
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от06.10.2009 №
373;
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках
народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185ФЗ);
- Примерной основной образовательной программы начального общего
образования, входящей в государственный реестр
- Федеральных государственных образовательных стандартов второго
поколения, на основе программы по родному русскому языку
авторов: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой
М.И, Петленко Л.В ,Романовой В.Ю., Рябининой Л.А., Соколовой Т.Н.
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для
реализации наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение
русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы
ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского
языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и
направлено на достижение результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования по русскому языку, заданных
соответствующим
федеральным
государственным
образовательным
стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках
образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою
специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером
курса.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству
русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности,
приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи
формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно
связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации,
высокая социальная и профессиональная активность являются теми
характеристиками личности, которые во многом определяют достижения
человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной
адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык
является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных
жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную
оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целями изучения родного (русского) языка являются:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском
языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; формирование познавательного
интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него –
к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и
развитию родного языка, формирование волонтѐрской позиции в отношении
популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к
культурам
и
языкам
народов
России;
овладение
культурой
межнационального общения; совершенствование коммуникативных умений
и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и
категориях современного русского литературного языка, которые
обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в
различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского
языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной
специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и
фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом
этикете;
совершенствование
умений
опознавать,
анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с
текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию; научить речи, развивать коммуникативные
умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных
ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит
перед учениками сама жизнь.

Планируемые результаты освоения
учебного предмета «Русский родной язык» в 3-м классе
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Предметные результаты
Обучающийся научится:
понимать, что язык является главным средством общения людей,
помогающее выразить мысли и чувства;
относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному
достоянию народа;
анализировать речевую модель общения: речь партнера
(собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
правильно использовать в общении вспомогательные средства:
мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические
ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;
различать диалогическую и монологическую речь;
составлять диалоги, основанные на известных правилах
продуктивного общения;
составлять устные тексты различных типов: повествование,
описание, рассуждение;
пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на
главную мысль высказывания;
писать изложения по составленному плану;
составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по
личным впечатлениям.
проводить звукобуквенный анализ слов;
определять ударение в словах;
делить слова на слоги и на части для переноса;
верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных
после шипящих с учётом рода имен существительных;
правильно писать «не» с глаголами;
использовать нужный алгоритм проверки всех изученных
орфограмм;
писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с
изученными орфограммами.
различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;
сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы,
омонимы);
распознавать в тексте синонимы и антонимы;
находить необходимую информацию о значении слова в
лингвистических словарях;
сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;

•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•

объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины
появления многозначности.
разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень,
суффикс, окончание;
выделять в слове основу и окончание;
различать однокоренные слова и разные формы одного слова;
объяснять значение, которое привносят в слово приставка и
суффикс;
образовывать новые слова с предложенными приставками и
суффиксами;
понимать роль окончания для связи слов в предложении и
словосочетании.
определять части речи (имя существительное, имя прилагательное,
глагол) по обобщённому значению предметности, действия,
признака и по вопросам;
правильно употреблять слова разных частей речи в собственных
высказываниях.
различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и
нарицательные имена существительные;
определять число имён существительных;
определять род имён существительных, согласовывать с ними слова
других частей речи;
определять падеж имени существительного по предложенному
алгоритму;
изменять имена существительные по падежам.
употреблять в речи имена существительные с «проблемным»
определением рода;
сопоставлять написание имён существительных женского и
мужского рода с шипящими согласными на конце;
образовывать формы множественного числа имён существительных
при наличии вариантных окончаний;
разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма,
собственное
или
нарицательное,
одушевлённое
или
неодушевлённое, род, число, падеж).
сравнивать по значению и по функции имена существительные и
личные местоимения;
употреблять личные местоимения в речи;
распознавать глаголы в тексте на основе их значения и
грамматических признаков;
определять времена глаголов;
образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и
будущего времени;

•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

определять число глаголов;
писать частицу «не» с глаголами;
писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы.
находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и
грамматических признаков;
определять
связь
имени
прилагательного
с
именем
существительным;
писать безударные окончания имён прилагательных, используя
предложенный алгоритм.
объяснять различия слова, предложения и словосочетания на
основе их главной функции — быть средством номинации или
средством выражения законченной мысли;
составлять словосочетания по заданным моделям;
находить словосочетания в предложении.
определять тип предложения по цели высказывания и по
интонации;
находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;
находить второстепенные члены предложения (без их
разграничения);
устанавливать связь между членами предложения по вопросам;
находить в предложении однородные члены.
отличать текст от простого набора предложений;
устанавливать связь между предложениями в тексте;
определять тему и основную мысль текста;
озаглавливать текст;
выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;
составлять план текста;
распознавать
типы
текстов
(описание,
повествование,
рассуждение).

Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность:
•
•
•
•
•
•

ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков
навигации;
понимать цели и задачи учебной деятельности;
находить ответы на проблемные вопросы;
самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
пользоваться справочной литературой (словарями);
развивать логическое мышление при сравнении различных
языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые
и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены

•
•
•
•
•

предложения и др.) и при классификации языковых единиц по
различным критериям;
развивать речь при анализе художественных и научных текстов и
при составлении собственных текстов различных видов.
делать самостоятельные выводы;
находить выход из проблемных ситуаций;
определять цель и дидактическую значимость предлагаемых
учебных заданий;
выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик),
предусмотренных заданиями.

Содержание учебного предмета
«Русский родной язык» в 3-м классе
Русский язык: настоящее и прошлое
Где путь прямой, там не езди по кривой. Кто друг прямой, тот брат
родной.
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Сошлись два друга - мороз
да вьюга. Ветер без крыльев летает. Какой лес без чудес. Дело мастера
боится. Заиграйте мои, гусли. Что ни город, норов. У земли ясно солнце – у
человека слово.
Язык в действии
Для чего нужны суффиксы? Какие особенности рода имен
существительных есть в русском языке? Все ли имена существительные
«умеют» изменяться по числам? Как изменяются имена существительные во
множественном числе? Зачем в русском языке такие разные предлоги?
Секреты речи и текста
Создаем тексты – рассуждения. Учимся редактировать тексты. Создаем
тексты – повествования

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Наименование разделов
Русский язык : прошлое и настоящее
Где путь прямой, там не езди по кривой
Кто друг прямой, тот брат родной
Дождик не вымочит, а красно солнышко высушит
Сошлись два брата – мороз да вьюга
Ветер без крылья летает
Какой лес без чудес
Дело мастера боится
Заиграйте, мои гусли
Что ни город, то норов
У земли ясно солнце, у человека- слово
Язык в действии
Для чего нужны суффиксы?
Какие особенности рода имен сущ. есть в рус. яз?
Все ли имена сущ. «умеют» изменятся по числам?
Как изменяются имена сущ. во множ.числе?
Зачем в рус.яз такие разные предлоги?
Секреты речи и текста
Создаем тесты- рассуждения
Учимся редактировать тексты
Создаем тесты-повествования

Всего часов
6
5
4
6
6
6
7
3
4
6
7
5
5
8
5
6
7
6

Практическая часть программы
Проверочные работы, работы по
развитию речи

Колво

Контрольные виды работ

Кол-во

Проектная деятельность
«Мудрость в пословицах»

1

Контрольная работа

3

Проектная деятельность « Городагерои»

1

Проектная деятельность «Говори
правильно»

1
Итого: 6ч

Календарно-тематическое планирование уроков
«Русского родного языка» в 3 классе на 2023-2024 уч. Год
№
урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Тема урока
Тексты повествования.
Где путь прямой, там не езди по кривой
Рассказ « Фантазеры». Составление рассказа по
картине
Значение слова « Правда».
В.И. Даль « Правда и кривда».
Из истории языка
В.Г.Губарев « Королевство кривых зеркал».
Сказка « Не любо - не слушай».
В.Ю. Драгунский « Тайное всегда становится
явным».
Кто друг прямой, тот брат родной
Б. Вахтин,П.Фоменко « На всю оставшуюся жизнь».
Мудрость в пословицах
И. Грачев « Повсеместно существовал обычай».
Памятник Александру Невскому и его дружине
А.Рыбаков «У нас была первоклассная пожарная
дружина».
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит
К.Г. Паустовский « Золотая роза».
В. Астафьев«А я вот помню как летом на сеновале».
К. Паустовский « Вот начинают капать первые
капли».
Природный словарь
К. Паустовский «Местное слово может обогатить
язык».
Контрольная работа
Дожди.
Загадки о дожде.
Повторение.
Сошлись два друга – мороз да вьюга
Б.Петров « Белый, белый день».
Ф.Абрамов « Снег, только что выпавший ночью».
Соколов - Микитов « Бурый».
Н.Сладков « Тонут в белых волнах заборы».

дата
Кол-во
часов план
1

06.09

1

07.09

1
1
1
1
1
1

08.09
13.09
14.09
15.09
20.09
21.09

1
1
1
1
1
1

22.09
27.09
28.09
29.09
04.10
05. 10

1
1
1
1

06. 10
11. 10
12. 10
13. 10

1
1

18. 10
19. 10

1
1
1
1
1
1
1
1
1

20. 10
25.10
26.10
17.10
08.11
09.11
10.11
15.11
16.11

факт

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67

Из истории языка и культуры.
В.Петров « Морозные слова».
Работа с таблицей.
Отгадай загадки.
Ветер без крыльев летает
С. Аксаков « Все слилось, все смешалось».
Б. Петров «Поднялся ветер».
Ю.Коваль « Ночью задул листобой».
Какой лес без чудес
И.И. Шишкин « Лесная глушь».
В.Обручев «Бор начинался прямо, без подлеска».
И.И. Левитан « Луг на опушке леса»
В.Шишков «Трещит тайга».
Работа с таблицей
Дело мастера боится
Проектная деятельность «Мудрость в
пословицах»
Русское деревянное зодчество
С.Т. Аксаков « Аленький цветочек».
Повторение
Заиграйте, мои гусли…
Из истории языка и культуры
И.Шмелев «Пастух выйдет на лужок».
А.К. Толстой « Алеша Попович».
Из истории языка и культуры. Значения слово –
гармония.
Музыкальные инструменты.
Что ни город, то норов
Проектная деятельность « Города-герои»
Работа с текстом
Г. Безрукова «Покуда не пошел снежок».
Происхождение герба и название города
Р.И.Рождественский о городах
Поиграем в города
У земли ясно солнце, у человека - слово
Народная свадебная песня «Отставала лебедушка».
А.С.Пушкин « Сказка о царе Салтане».
Описание картины М.А. Врубеля «Царевна –
Лебедь».
Сказка « Перышко Финиста ясна сокола»
Загадки,потешки,пословицы.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17.11
22.11
23.11
24.11
29.10
30.10
01.12
06.12
07.12
08.12
13.12
14.12
15.12
20.12
21.12
22.12

1
1
1
1
1
1
1
1

27.12
28.12
29.12
10.01
11.01
12.01
17.01
18.01

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19.01
24.01
25.01
26.01
31.01
01.02
02.02
07.02
08.02
09.02
14.02
15.02

1
1

16.02
21.02

68
69

Работа с таблицей
Работа по картине И.И.Шишкина «Среди долины
ровныя».

1
1

22.02
28.02.

70
71
72
73
74

А. Пушкин «Чуть слышится ручей».
Отгадай загадки
В.Бианки « Вчера вечером».
С.Есенин «Задремали звезды золотые».
Выразительное чтение фрагмента
изсонетыВ.В.Набокова «Березка стройная».
Круг чтения И.В.Карнаухова «Белая лебёдушка». Ю.
М.Нагибин «Зимний дуб».
Контрольная работа
Для чего нужны суффиксы
Э.Рязанов . В фильме братьев Люмьер «Политый
поливальшик».
Ю.И.Коваль« Белозубка».
Работа с картинами, составить несколько
предложений по одной из картин
Какие особенности рода имен существительных
русском в языке?
М.Ю. Лермонтов « Ночевала тучка золотая».
Все ли имена существительные «умеют» изменяться
по числам?
Работа с картинками
Как изменяются имена существительные во
множественном числе?
Вставить слова данные в скобках, в форме
единственного числа
Окончание формы родительного падежа
множественного числа
Несклоняемые имена существительные
Зачем в русском языке такие разные предлоги?
Проектная деятельность «Говори правильно»
Мудрость в пословицах
Создаем тексты рассуждения
Н.Носов «Саша давно просил маму подарить ему
пистолет».
М.М. Пришв « Кладовая солнца
К.Д.Ушинский «Спор деревьев».
Контрольная работа
Г. Скребицкий « Белая
Д. Шеваров «Долго –долго стоит темная осень».

1
1
1
1
1

29.02
01.03
06.03
07.03
13.03

1

14.03

1
1
1

15.03
20.03
21.03

1
1

22.03
03.04

1

04.04

1
1

05.04
10.04

1
1

11.04
12.04

1

17.04

1

18.04

1
1
1
1
1
1

19.04
24.04
25.04
26.04
02.05
03.05

1
1
1
1
1

08.05
10.05
15.05
16.05
17.05

75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98

99
100
101
102

Создаем тексты - повествования
Богородская резная игрушка
Гжельская роспись
Повторение

1
1
1
1

22.05
23.05
24.05
24.05

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
1. Русский родной язык.3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / О. М. Александрова и др. )-М.: Просвещение, 2019.
2. Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М.
Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.:
Просвещение, 2019.
Для учащихся:
1. Русский родной язык. 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций/ (О.М.Александрова и другие). – М.: Просвещение, 2019.
2.Словари синонимов, антонимов, фразеологизмов, толковые словари.
Интернет-ресурсы
Азбучные истины. URL:http://gramota.ru/class/istiny.
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru.
Какие бывают словари. URL:http://gramota.ru/slovari/types.
Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL:http://www.krugosvet.ru.
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru.
Мир русского слова. URL:http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs.
Обучающий корпус русского языка. URL:http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».