ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Для реализации рабочей программы используется учебник: 1.Азбука (в 2 частях), 1 класс/ Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 2. Русский язык (в 2 частях), 2 класс/ Рамзаева Т.Г., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 3. Русский язык (в 2 частях), 3 класс/ Рамзаева Т.Г., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 4.Русский язык (в 2 частях), 4 класс/ Рамзаева Т.Г., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»• 5.Русский язык, 1 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: 1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; 2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо; 3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», -5 часов в неделю – всего 170 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 КЛАСС Сведения о русском языке Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, миниисследование, проект. Фонетика и графика Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Звукобуквенный разбор слова (по отработанному алгоритму). Орфоэпия[4] Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов. Лексика Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи). Состав слова (морфемика) Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного). Основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление). Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление). Морфология Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление). Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во множественном числе. Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1го и 3го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений. Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов. Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение). Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях. Частица не, её значение (повторение). Синтаксис Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения (повторение изученного). Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами. Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов). Орфография и пунктуация Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Правила правописания и их применение: безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов. Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение). Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение). Развитие речи Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста). Сочинение как вид письменной работы. Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей. [1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода «Обучение грамоте» из Федеральной рабочей программы «Русский язык», которое прописывается в предмете «Русский язык», остальное содержание прописывается в рабочей программе предмета «Литературное чтение». [2] Раздел «Графика» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены [3] Раздел «Орфография и пунктуация» в период «Обучения грамоте» изучается параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены [4] Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех разделах курса, поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданско-патриотического воспитания: • становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; • осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; • проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка; • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка; духовно-нравственного воспитания: • осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; • признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; • стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: • соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования; • бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: • осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка; экологического воспитания: • бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; • неприятие действий, приносящих вред природе; ценности научного познания: • первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: • сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц; • объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; • определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; • находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; • выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; • устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: • с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; • сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); • проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: • выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; • согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; • понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; • признавать возможность существования разных точек зрения; • корректно и аргументированно высказывать своё мнение; • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; • готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; • выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: • устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; • корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; • соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; • ответственно выполнять свою часть работы; • оценивать свой вклад в общий результат; • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Русский язык» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения. 4 КЛАСС К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится: • • • • • • осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа; объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека; проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом); подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы; • • • • • • • • • • • • • • • • • • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту; проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой; устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков; определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи; определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи; устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи; определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте; различать предложение, словосочетание и слово; классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; различать распространённые и нераспространённые предложения; распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи; разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); производить синтаксический разбор простого предложения; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов; правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов; писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки; • • • • • • • • • • • • осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения; строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия; создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие); определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль; корректировать порядок предложений и частей текста; составлять план к заданным текстам; осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно); осуществлять выборочный пересказ текста (устно); писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам; осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей; объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия; уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные работы Всего 1 Общие сведения о языке 1 0 2 Фонетика и графика 2 0 3 Лексика 5 0 4 Состав слова 5 0 5 Развитие речи 30 5 6 Орфография и пунктуация 50 4 7 Морфология 43 0 8 Синтаксис 16 1 Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 18 4 170 14 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 4 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Контрольные работы Всего Дата изучения 1 Русский язык как язык межнационального общения 1 01.09.2023 2 Повторение: слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение 1 04.09.2023 3 Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные 1 05.09.2023 4 Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные 1 06.09.2023 5 Распространённые и нераспространённые предложения 1 07.09.2023 6 Предложение и словосочетание: сходство и различие 1 08.09.2023 7 Связь между словами в предложении (при помощи смысловых вопросов) 1 11.09.2023 8 Словосочетание 1 12.09.2023 9 Связь слов в словосочетании 1 13.09.2023 10 Связь слов в словосочетании: обобщение 1 14.09.2023 Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251244 Библиотека ЦОР https://m.edsoo.ru/f412 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435af8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435c42 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443b1c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2513de Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443c3e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443ee6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443dc4 11 Вспоминаем типы текстов 1 15.09.2023 12 Различаем тексты-повествования, текстыописания и тексты-рассуждения 1 18.09.2023 13 Административный контрольный срез остаточных знаний. 1 14 Характеристика звуков русского языка 1 20.09.2023 15 Соотношение звукового и буквенного состава слов 1 21.09.2023 16 Повторяем состав слова 1 22.09.2023 17 Основа слова 1 25.09.2023 18 Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи 1 26.09.2023 19 Отрабатываем разбор слова по составу 1 27.09.2023 20 Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи устаревших слов 1 28.09.2023 21 Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи синонимов и антонимов 1 29.09.2023 22 Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов 1 02.10.2023 23 Учимся понимать фразеологизмы 1 03.10.2023 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a 19.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843639a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84364e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436b10 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436caa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8445a70 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa250646 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436818 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843698a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a 24 Учимся пересказывать: подробный письменный пересказ Купание медвежат 1 25 Учимся использовать фразеологизмы 1 05.10.2023 26 Имена существительные 1, 2, 3го склонения 1 06.10.2023 27 Неизменяемые слова: состав слова 1 09.10.2023 28 Падежные окончания имён существительных 1 склонения 1 10.10.2023 29 Падежные окончания имён существительных 2 склонения 1 11.10.2023 30 Падежные окончания имён существительных 3 склонения 1 12.10.2023 31 Сочинение как вид письменной работы 1 13.10.2023 32 Пишем сочинение-отзыв по репродукции И. Левитана "Золотая осень" 1 33 Особенности падежных окончаний имён существительных в дательном и предложном падеже 1 17.10.2023 34 Особенности падежных окончаний имён существительных в родительном и винительном падеже 1 18.10.2023 35 Несклоняемые имена существительные 1 19.10.2023 1 1 04.10.2023 16.10.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8441466 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436e12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436ffc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8441f4c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a800 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439ff4 36 Морфологический разбор имени существительного 1 20.10.2023 37 Имя прилагательное. Значение и употребление имён прилагательных 1 23.10.2023 38 Морфологический разбор имени прилагательного 1 24.10.2023 39 Особенности склонения имён прилагательных во множественном числе 1 25.10.2023 40 Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного 1 26.10.2023 41 Склонение имён прилагательных 1 27.10.2023 42 Глагол как часть речи 1 06.11.2023 43 Местоимение 1 07.11.2023 44 Личные местоимения 1го и 3го лица единственного и множественного числа 1 08.11.2023 45 Обучающее изложение «Чудо-спасение» 1 46 Склонение личных местоимений 1 10.11.2023 47 Спряжение глаголов: изменение по лицам и числам 1 13.11.2023 48 Неопределенная форма глагола 1 14.11.2023 1 09.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843ac10 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438276 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843caec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843c984 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8437fb0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843b818 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d866 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843cc40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843cda8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843dce4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843cefc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f7c4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f210 49 Личные формы глагола 1 15.11.2023 50 I и II спряжение глаголов 1 16.11.2023 51 Личные окончания глаголов I и II спряжения 1 17.11.2023 52 Глаголы 2-го лица настоящего и будущего времени в единственном числе 1 20.11.2023 53 Способы определения I и II спряжения глаголов 1 21.11.2023 54 Итоговый срез знаний за 1 четверть 1 55 Отработка способов определения I и II спряжения глаголов 1 23.11.2023 56 Настоящее время глагола 1 24.11.2023 57 Прошедшее время глагола 1 27.11.2023 58 Образование повелительного наклонения глагола 1 28.11.2023 59 Будущее время глагола 1 29.11.2023 60 Особенности разбора глаголов по составу слова 1 30.11.2023 61 Глагол в словосочетании 1 01.12.2023 62 Глагол в предложении 1 04.12.2023 1 22.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25110e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8440408 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844052a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8441e2a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844168c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a 63 Обобщение знаний о глаголе 1 05.12.2023 64 Наречие: значение, вопросы, употребление в речи 1 06.12.2023 65 Морфологический разбор глагола 1 07.12.2023 66 Частица не, её значение 1 08.12.2023 67 Как образуются наречия 1 11.12.2023 68 Наречие: обобщение знаний 1 12.12.2023 69 Союз как часть речи 1 13.12.2023 70 Союзы и, а, но в простых и сложных предложениях 1 14.12.2023 71 Обобщение: самостоятельные и служебные части речи 1 15.12.2023 72 Резервный урок по разделу морфология: отработка темы "Имя прилагательное" 1 18.12.2023 73 Итоговый контрольный срез знаний за I полугодие. 1 74 Резервный урок по разделу морфология: отработка темы "Глагол" 1 20.12.2023 75 Резервный урок по разделу морфология: тема "Числительное" 1 21.12.2023 76 Резервный урок по разделу морфология: 1 22.12.2023 1 19.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442b90 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844304a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442cb2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843db72 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443180 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa250cea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84445f8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84383ca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa250a60 Библиотека ЦОР https://m.edsoo.ru/f412 Библиотека ЦОР https://m.edsoo.ru/f412 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844369e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a отработка темы "Глагол" 77 Резервный урок по разделу морфология: проверочная работа 1 78 Резервный урок по разделу морфология: тема "Числительное" 1 26.12.2023 79 Простое и сложное предложение 1 27.12.2023 80 Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. 1 28.12.2023 81 Интонация перечисления в предложениях с однородными членами. 1 29.12.2023 82 Сложные предложения 1 11.01.2024 83 Сложные предложения с союзами и, а, но 1 12.01.2024 84 Сложные предложения без союзов 1 15.01.2024 85 Предложения с прямой речью после слов автора 1 16.01.2024 86 Резервный урок по разделу синтаксис: отработка темы "Предложения с обращениями" 1 17.01.2024 87 Резервный урок по разделу синтаксис: синтаксический анализ предложения 1 18.01.2024 88 Сочинение «Зимние забавы» 1 1 1 25.12.2023 19.01.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844436e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438e60 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84444d6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84448dc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8444f3a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84453f4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a 89 Три склонения имен существительных. 1 22.01.2024 90 Правописание падежных окончаний имён существительных 1 склонения 1 23.01.2024 91 Правописание падежных окончаний имён существительных 2 склонения 1 24.01.2024 92 Обобщение знаний о падежах имен существительных. 1 25.01.2024 93 Правописание падежных окончаний имён существительных 3 склонения 1 26.01.2024 94 Правописание падежных окончаний имён существительных в родительном и винительном падеже 1 29.01.2024 95 Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе 1 30.01.2024 96 Правописание падежных окончаний имён существительных в дательном и предложном падеже 1 31.01.2024 97 Правописание падежных окончаний имён существительных в творительном падеже 1 01.02.2024 98 Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах 1 02.02.2024 99 Безударные падежные окончания имён существительных: систематизация 1 05.02.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84378da Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84371d2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8437344 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a67a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84374ac Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8437c72 100 Учимся пересказывать: подробный устный пересказ текста 1 06.02.2024 101 Безударные падежные окончания имён существительных: обобщение 1 07.02.2024 102 Правописание падежных окончаний имён прилагательных 1 08.02.2024 103 Правописание суффиксов имён существительных 1 09.02.2024 104 Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе 1 12.02.2024 105 Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе 1 13.02.2024 106 Безударные падежные окончания имён прилагательных: систематизация 1 14.02.2024 107 Безударные падежные окончания имён прилагательных: обобщение 1 15.02.2024 108 Правописание суффиксов имён прилагательных 1 16.02.2024 109 Правописание личных местоимений 1 19.02.2024 110 Правописание глаголов на -ться и –тся 1 20.02.2024 111 Сочинение по картине Шишкина «Утро в сосновом лесу». 1 112 Отрабатываем правописание глаголов на ться и –тся 1 22.02.2024 113 Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного 1 23.02.2024 1 21.02.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84401e2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843c42a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843c7c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438122 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843fcd8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843fa44 числа 114 Отрабатываем правописание глаголов в форме 2го лица единственного числа 1 26.02.2024 115 Отрабатываем правило определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями 1 27.02.2024 116 Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 28.02.2024 117 Отрабатываем правописание безударные личные окончания глаголов 1 29.02.2024 118 Безударные личные окончания глаголов: трудные случаи 1 01.03.2024 119 Отрабатываем правописание безударные личные окончания глаголов-исключений 1 04.03.2024 120 Правописание суффиксов глаголов 1 05.03.2024 121 Отрабатываем трудные случаи написания безударных личных окончаний глаголов 1 06.03.2024 122 Безударные личные окончания глаголов: систематизация 1 07.03.2024 123 Безударные личные окончания глаголов: обобщение 1 08.03.2024 124 Правописание глаголов с орфограммами в суффиксах 1 11.03.2024 125 Правописание глаголов в прошедшем времени 1 12.03.2024 126 Отрабатываем правописание суффиксов и 1 13.03.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f90e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8440732 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844087c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8441d08 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84410a6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844157e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84412f4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844179a Библиотека ЦОК окончаний глаголов в прошедшем времени 127 Контрольный срез знаний за 3 четверть. https://m.edsoo.ru/f843337a 1 1 14.03.2024 128 Отрабатываем изученные правила правописания глаголов 1 15.03.2024 129 Знаки препинания в предложениях с одно родными членами, соединёнными союзом и 1 18.03.2024 130 Мягкий знак на конце наречий после шипящих 1 19.03.2024 131 Отрабатываем орфограмму «Мягкий знак на конце наречий после шипящих» 1 20.03.2024 132 Обучающее изложение «На разливе». 1 133 Знаки препинания в предложениях с одно родными членами, соединёнными союзами и, а, но 1 22.03.2024 134 Знаки препинания в предложениях с одно родными членами без союзов 1 01.04.2024 135 Наблюдаем за знаками препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых 1 02.04.2024 136 Знаки препинания в предложениях с одно родными членами, соединёнными союзами и, а, но, и без союзов 1 03.04.2024 137 Пробуем ставить знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 1 04.04.2024 1 21.03.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844219a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443298 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442a6e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84437ca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439018 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84451ba Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a двух простых 138 Наблюдение за знаками препинания в предложении с прямой речью после слов автора 1 05.04.2024 139 Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности 1 08.04.2024 140 Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности 1 09.04.2024 141 Контрольный диктант по теме "Безударные личные окончания глаголов" 1 142 Речь: диалогическая и монологическая 1 12.04.2024 143 Речевая культура диалога 1 15.04.2024 144 Ситуации устного и письменного общения 1 16.04.2024 145 Вспоминаем, как написать письмо, поздравительную открытку, объявление 1 17.04.2024 146 Текст: тема и основная мысль 1 18.04.2024 147 Речевая культура диалога 1 19.04.2024 148 Чем изучающее чтение отличается от ознакомительного чтения 1 22.04.2024 149 Обучающее изложение «Медаль». 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84456e2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251adc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251c12 10.04.2024 23.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d6f4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84354ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f67a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a 150 Подбираем заголовки, отражающие тему или основную мысль текста 1 24.04.2024 151 Текст: заголовок 1 25.04.2024 152 Текст. Образные языковые средства 1 26.04.2024 153 Текст. Структура текста 1 29.04.2024 154 Текст. План текста 1 30.04.2024 1 01.05.2024 1 02.05.2024 1 03.05.2024 1 06.05.2024 1 07.05.2024 1 08.05.2024 1 09.05.2024 1 10.05.2024 1 12.05.2024 155 156 157 158 159 160 161 162 163 Правописание корней слов. Обобщение знаний о предложении. Состав слова. Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Раздельное написание личных местоимений с предлогами Глагол. Наречие Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843966c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843aabc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843b67e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843b67e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84401e2 164 Административный итоговый контрольный срез знаний за год. 1 165 Числительное. 1 14.05.2024 1 15.05.2024 1 16.05.2024 168 Знаки препинания в предложениях с одно родными членами, соединёнными союзами и, а, но 1 17.05.2024 169 Закрепление изученного. 1 20.05.2024 170 Закрепление изученного. 1 21.05.2024 166 167 Упражнения в правописании окончаний имен существительных во множественном числе. Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 1 14 13.05.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843b67e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84418c6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843bd72 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843b67e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843b67e УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Азбука (в 2 частях), 1 класс/ Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Русский язык (в 2 частях), 2 класс/ Рамзаева Т.Г., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Русский язык (в 2 частях), 3 класс/ Рамзаева Т.Г., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Русский язык (в 2 частях), 4 класс/ Рамзаева Т.Г., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»• Русский язык, 1 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Татьяна Воронина: Азбука. Прописи к учебнику В. Г. Горецкого и др. , в 4-х частях. 1 класс. М: «ВАКО», 2023г. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. В. П. Канакина Русский язык. Проверочные работы. 1 класс. Учебное пособие. М: Просвещение; 2. О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова Поурочные разработки по русскому языку 1 класс, М: «ВАКО» 3. О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова Поурочные разработки по русскому языку 2 класс, М: «ВАКО» 4. О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова Поурочные разработки по русскому языку 3 класс, М: «ВАКО» 5. О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова Поурочные разработки по русскому языку 4 класс, М: «ВАКО» ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В. Г. Горецкий Электронное приложение к учебнику «Русская азбука» и учебнику «Русский язык». UCHi.RU Электронный образовательный ресурс "Российская образовательная школа"https://resh.edu.ru