рабочая программа учебного предмета«Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» для 4 класса

Программа-03

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на
родном (кабардино-черкесском) языке».
1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное
чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» (предметная область «Родной
язык и литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке») (далее
соответственно - программа по литературному чтению на родном (кабардиночеркесском) языке, литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке)
разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским) языком,
и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском)
языке.
2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения литературного
чтения на родном (кабардино-черкесском) языке, место в структуре учебного плана,
а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
3. Содержание

обучения

раскрывает

содержательные

линии,

которые

предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального
общего образования.
4. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
на родном (кабардино-черкесском) языке включают личностные, метапредметные
результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования,
а также предметные результаты за каждый год обучения.
5. Пояснительная записка.
5.1. Программа по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском)
языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания
методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному
предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные
методики обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной
образовательной программы по учебному предмету «Литературное

чтение

на родном языке» курс направлен на формирование понимания места и роли
Программа-03

литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской
Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей, понимания роли фольклора
и художественной литературы родного народа в создании культурного, моральноэтического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации,
на формирование понимания родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни,
как явления национальной и российской культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире,
национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом
чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации.
Основная идея учебного предмета «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке» состоит в том, что кабардино-черкесская литература
включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной
традиции. Являясь средством не
подрастающему

поколению,

только их сохранения, но и передачи

кабардино-черкесская

литература

устанавливает

тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего национальнокультурной традиции в сознании младших школьников.
Освоение

программы

по

учебному

предмету «Литературное

чтение»

в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»
(66 часов). Содержание курса «Литературное чтение», реализуемого в период
обучения грамоте, представлено в Федеральной рабочей программе учебного
предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык». Период обучения грамоте
заканчивается к концу 1 класса и раздельного обучения учебных предметов «Родной
(кабардино-черкесский) язык» и «Литературное чтение на родном (кабардиночеркесском) языке» нет. Раздельное изучение учебных предметов «Родной
(кабардино-черкесский) язык» и «Литературное чтение на родном (кабардиночеркесском) языке» начинается со 2 класса.
5.2. В содержание программы по литературному чтению на родном
(кабардино-черкесском) языке выделяются следующие содержательные линии:
Программа-03

виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика,
творческая деятельность обучающихся, круг детского чтения.
5.3. Изучение литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке
направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением
как базовым навыком в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих
умение работать с разными видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора
и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской
деятельности;
развитие

художественно-творческих

эмоциональной

отзывчивости

формирование

эстетического

при

и

чтении

отношения

к

познавательных

способностей,

художественных

произведений,

слову

и

умения

понимать

художественное произведение;
обогащение

нравственного

опыта

младших

школьников

средствами

художественной литературы, формирование нравственных представлений о добре,
дружбе, правде и ответственности, воспитание интереса и уважения к культуре
народов России;
формирование интереса к истории, традиции, искусству своего народа,
а также к жизни и культуре народов России;
ознакомление с детской литературой родного, русского и других народов,
формирование патриотизма и чувства любви к своей Родине и народу.
5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения
на родном (кабардино-черкесском) языке, - 102 часа: во 2 классе - 34 часа
(1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа
(1 час в неделю).
6. Содержание обучения во 2 классе.
6.1. «IуэрыIуатэ - дыщэ пхъуантэ» («Фольклор - золотой ларец»).

Программа-03

Къуажэхьхэр (Загадки). Псалъэжьхэр (Пословицы). ПсынщIэрыпсалъэхэр
(Скороговорки). Нэщэнэхэр (Приметы). ДжэгукIэхэр (Игры и забавы). Таурыхъхэр,
псысэхэр

(Сказки): «Дыгъужьыр,

бажэр,

адакъэр»

(«Волк,

лиса,

петух»),

«Аслъэнымрэ дзыгъуэмрэ» («Лев и мышь»), «Мыщэмрэ Бажэмрэ» («Медведь
и лиса»), «Бажэмрэ Кърумрэ» («Лиса и журавль» (русская народная сказка
в обработке А. Афанасьева, перевод Х. Кармокова)).
6.2. «Бжьыхьэ дыщафэ» («Золотая осень»).
Бжьыхьэ (Осень). П. Хатуев, стихотворение «КIэпхъ» («Белка»). Б. Карданов,
рассказ «Хьэту цIыкIурэ Жэмалрэ жыг зэрагъэкIар»

(«Как Жамал и Хату

выращивали деревья»). Б. Кагермазов, стихотворение «Ди кхъужьейр» («Наши
грушевые деревья»). Х. Абитов, стихотворение «Бжьыхьэ» («Осень»). А. Браев,
рассказ «Мэз лъапэм» («У лесной опушки»). З. Налоев, стихотворение «Бжьыхьэр
бейщ» («Богатая осень»).
6.3. «Ди ныбжьэгъуфI псэущхьэхэр» («Наши друзья - животные»).
В. Абитов, стихотворение «Си бажэ» («Моя лиса»). Х. Кармоков, сказка
«Хьэмрэ Мыщэмрэ» («Собака и Медведь»). Б. Жанимов, стихотворение «Къуалэбзу
пшыналъэ» («Птичья мелодия»). А. Куантов, рассказ «Джэджьейм и Iэмалыр»
(«Изворотливый цыпленок»). А. Черкесов, стихотворение «Парийрэ КIущэрэ»
(«Парий и Куша»). М. Кештов, стихотворение «Шырэ» («Шырэ»). Б. Кагермазов,
стихотворение «Цыжьбанэ» («Ёжик»).
6.4. «ЩIымахуэр щIыIэми, зэман дахащэщ» («Люблю природу зимой»).
Дыкъэзыухъуреихь дуней. Япэ уэс (Окружающий мир. Первый снег).
Л. Афаунов, стихотворение «ЩIымахуэ» («Зима»). Ф. Казанова, стихотворение
«ГуфIэгъуэ» («Радостное событие»). Б. Карданов, рассказ «Уэсыр джэдыгущ»
(«Снег - покрывало»). Б. Журтов, рассказ «Бацэ». («Бацэ»). А. Шогенцуков,
стихотворение «ИлъэсыщIэ» («Новый год»). Б. Жанимов, рассказ «БзуупцIэ»
(«Чёрный дрозд»).
6.5. «Лэжьыгъэр гуфIэгъуэщ» («Труд - радость»).
Л. Афаунов, стихотворение

«ЩIылъэмрэ уафэмрэ» («Земля и небо»).

П. Кажаров, стихотворение «IэщIагъэлI» («Специалист»). Х. Гяургиев,
Программа-03

рассказ

«Нанэ» («Нана»). Б. Кагермазов, стихотворение «Бжэндэхъухэр згъэгуфIэнщ»
(«Обрадую

скворцов»).

А. Ханфенов,

рассказ

«Дыкъуэнагъ

насыпыфIэ»

(«Счастливый Джыкъуэнагъ»). З. Налоев, рассказ «Зулий и жыг» («Деревце Зулий»).
О. Хашукоев, стихотворение «Хэт ар?» («Кто это?»). Б. Карданов, рассказ
«Ныбжьэгъу пэж» («Верный друг»).
6.6. «Хэкум дрогушхуэ!» («Мы гордимся своей Родиной!»).
Ди Хэкур (Наша Родина). У. Ногмов, стихотворение «Къалэм сыщохьэщIэ»
(«В гостях в городе»). А. Шогенцуков, стихотворение «Сабиигъуэ» («Детство»).
А. Шоров, стихотворение «Сыт насыпыр?» («Что такое счастье?»). М. Губжев,
рассказ «Пщэдджыжьыр къуажэм» («Утро в селе»). М. Ахметов, стихотворение
«СощI сурэт» («Я рисую»).
6.7. «Къытхуеблагъэ, гъатхэ!» («Добро пожаловать, весна!»).
«ХъыбарегъащIэ» («Оповещение»). Л. Афаунов, стихотворения «Гъатхэр
къэсыжащ» («Весна вернулась»), «Гъатхэ» («Весна»). Б. Карданов, рассказ «Си
мамэ дыщэ» («Моя золотая мама»). З. Налоев, рассказ «Лиуан и бдзэжьей ещэкIар»
(«Как Лиуан ловил рыбу»). П. Кажаров, стихотворение «Си мамэ» («Моя мама»).
Л. Шогенов, стихотворение «Хьэсэн» («Хасан»). Л. Бозиев, рассказ «МыIэрысэ
дыщафэхэр» («Золотистые яблоки»).
6.8. «Гъэмахуэ тхъэжыгъуэ» («Летнее изобилие»).
Б. Аброкова, рассказ «Бжьэпэм» («У обрыва»). М. Кештов, стихотворение «Жыгхэр
мэIущащэ» («Шепот деревьев»). К. Ушинский, рассказ «Мэз цIыкIум» («В лесу»)
(Перевод А. Гергова). Б. Кагермазов, стихотворение «Псы цIыкIу» («Ручеек»).
7. Содержание обучения в 3 классе.
7.1. Псалъапэ (Введение).
Х. Шоров, стихотворение «Тхылъым и лъэIу» («Просьба учебника»).
А. Шомахов, стихотворение «Ди хэкур» («Наша Родина»). Б. Кагермазов,
стихотворение «Сабий уэрэд» («Песенка для детей»). Л. Канаметова, рассказ
«Ди щIыналъэр» («Наш край»).
7.2. Адыгэ IуэрыIуатэ (Адыгское устное народное творчество).
Псалъэжьхэр (Пословицы). Къуажэхьхэр (Загадки). ПсынщIэрыпсалъэхэр
Программа-03

(Скороговорки).

Предание

«Насып»

(«Счастье»).

Сказка

«ШыкъумцIий»

(«Шикумций»).
7.3. Литературнэ псысэхэр (Литературные сказки).
А. Кешоков «Бажэ пшынэ» («Лисья гармонь»). З. Жириков «Дыгъужь кIэн»
(«Волчья кость»).
7.4. «Бжьыхьэ» («Осень»).
А. Шогенцуков,

рассказ

«Бжьыхьэ»

(«Осень»).

С. Жилетежев,

стихотворение «Бжьыхьэ хадэ» («Осенний сад»). С. Хахов, рассказ «Щыхьым
и жыг» («Дерево Шихым»). Л. Афаунов, стихотворение «ХъумпIэцIэдж»
(«Муравей»).

Б. Тхамоков,

рассказ

«ТIрашэрэ

мыIэрысеймрэ»

(«Траша

и яблоня»).
7.5. «Дыкъэзыухъуреихь дуней» («Мир вокруг нас»).
М. Шебзухов, рассказ

«Мэзым»

(«В

лесу»).

А. Куантов,

рассказ

«ТхьэкIумэкIыхь шырымрэ блэмрэ» («Зайчонок и змея»). Б. Кагермазов,
стихотворение «Ди мэзым» («У нас в лесу»). Б. Журтов, рассказ «Джэджьей
щ1ыху ц1ык1у» («Синий цыпленок»). А. Щогенцуков, стихотворение «КIущэ
нагъуэ» («Сероглазый Куша»).
7.6. Сабийхэм я хьэл-щэныр (Поведение и характер детей).
Л. Афаунов, стихотворение «Абу цIыкIу» («Маленький Абу»). З. Налоев,
стихотворение «ПцIы бупсмэ, уи пэжри я фIэщ хъужыркъым» («Соврав
однажды,
(«Не

теряешь

бойся,

доверие»).

дедушка).

Х. Хавпачев,

Л. Шогенов,

рассказ

стихотворение

«Умышынэ,
«Дадэ

дадэ»

и нэгъуджэ»

(«Дедушкины очки»). Х. Кауфов, рассказ «ЦIыхугъэм и къалэныр» («Значение
человечности»).
7.7. «Щ1ымахуэ» («Зима»).
Л. Афаунов, стихотворение «Япэ уэс» («Первый снег»). Б. Тхамоков,
рассказ

«Бзу»

(«Птица»).

А. Ханфенов,

стихотворение

«ГуфIэгуэш».

(«Раздающий радость»). С. Жилетежев, рассказ «ЩIымахуэ пщэдджыжь».
(«Зимнее утро»). В. Бианки, рассказ «БажапцIэ». («Чернобурая лиса») (Перевод
Х. Кармокова)) Ф. Малаева, рассказ «Уэсгуащэм и удз гъэгъахэр». («Цветы для
Программа-03

Снежной Королевы»).
7.8. «Лэжьыгъэм цIыхур егъэлъапIэ» («Труд возвышает человека»).
Предание «Iуэху цIыкIу щыIэкъым…» («Маленьких дел не бывает…»).
Сказка «Дыщэ сом» («Золотая монета»). Б. Мазихов, рассказ «Уэт лIы!» («Вот
мужчина!»).

М. Дабагов,

стихотворение

«ПхъащIэ

цIыкIу»

(«Маленький

плотник»). А. Гергов, стихотворение «ПIытIэ щхьэхынэ» («Ленивый Пита»).
А. Шомахов, стихотворение «ЩIалэфI» («Хороший парень»). С. Хахов, рассказ
«Iущ цIыкIу» («Смышленный»). Р. Хагундоков, стихотворение «Космонавт
цIыкIу» («Маленький космонавт»).
7.9. «Гъатхэ» («Весна»).
А. Ханфенов, рассказ «КъэхутакІуэ цІыкІу» («Маленький изобретатель»).
Дж. Хаупа, стихотворение «Гъатхэ» («Весна»). Х. Кунижева, рассказ «Март
мазэ» («Месяц Март»). Х. Шогенов, стихотворение «Гъатхэ нэщэнэ» («Примета
весны»).

А. Мезов,

стихотворение

«Мыщэ

жейнэд»

(«Медведь

соня»).

М. Кештов, рассказ «Бжэндэхъу анэ» («Случай у гнезда»). И. Хакунов,
стихотворение «Гъатхэ махуэ» («Весенний день»). Р. Ацканов, стихотворение
«Пшэхэр» («Тучи»).
7.10. «Хэкур хъумэныр къалэн лъапIэщ» («Защита Родины - святая
обязанность»).
А. Кешоков, стихотворение «Зеич лантIэ» («Гибкая кизиловая веточка»).
Л. Канаметова, рассказ «Майм и 9-р ТекIуэныгъэм и махуэшхуэщ» («9 мая День Победы»). Б. Карданов, рассказ «Лалинэ» («Лалина»). Б. Кагермазов,
стихотворение «Сэ зауэлIым сеупщIат» («Я спрашивал у солдата»). К. Эльгаров,
стихотворение «ТекIуэныгъэм и махуэшхуэ» («Великий День Победы»).
7.11 «Гъэмахуэ» («Лето»).
Х. Кармоков, рассказ «Лъэпщокъуэ и бжьэхэр» («Пчелы Тлепшоко»).
Б. Журтов, рассказ «Гуэлым» («На озере»). Б. Тхамоков, рассказ «Хьэрун дадэрэ
ТIалэ цIыкIурэ» («Дед Харун и маленький Таля»). М. Куготов, стихотворение
«СурэтыщI» («Художник»). С. Хахов, рассказ «Къалэм къикIа щIалэ цIыкIу»
(«Мальчик, приехавший из города»). Къуажэхьым и сыхьэт (Отгадываем
Программа-03

загадки). По сказке А. Кешокова, пьеса «Бажэ пшынэ («Лисья гармонь»).
У. Ногмов, стихотворение «Iэгъуапэ нэщI» («Пустой рукав»). Б. Балкизов,
стихотворение «Дыгъэ» («Солнце»).
9. Содержание обучения в 4 классе.
9.1. Адыгэ IуэрыIуатэ (Адыгское устное народное творчество).
Сказки «ЛIымрэ жыгымрэ» («Мужик и дерево»), «ПцIащхъуэ цIыкIу»
(«Ласточка»), «Мыщэ и къуэ Батыр» («Батыр - сын Медведя»), «Хэт и хъупIэ?»
(«Чье пастбище?»).
9.2. «Бжьыхьэ дыщафэ» («Золотая осень»).
Б. Карданов, рассказ «Пхъэхуей жыгыр» («Береза»), Ф. Малаева, рассказ
«Тхьэмпэ

пыхужыгъуэ»

«Бжьыхьэ»

(«Осень»).

(«Пора

листопада»).

И. Хакунов,

З. Тхагазитов,

стихотворение

стихотворение

«Бжьыхьэр

къихьащ»

(«Наступила осень»). Б. Кагермазов, рассказ «Iэмал» («Способ»).
9.3. «ЩIымахуэ» («Зима»).
З. Налоев, рассказ «ЩIымахуэм» («Зимой»). А. Оразаев, стихотворение
«ЩIымахуэ» («Зима»). Б. Журтов, рассказ «Лъэрыжэ» («Коньки»). Б. Кагермазов,
стихотворение «ИлъэсыщIэ» («Новый год»). Ф. Малаева, рассказ «ЩIымахуэ
пхъэщхьэмыщхьэхэр» («Зимние ягоды»). М. Озов, рассказ «Джэгунми пIалъэ иIэщ»
(«И у отдыха есть пора»).
9.4. «Зэныбжьэгъуныгъэ» («Дружба»).
З. Налоев, рассказ «Iэпэзадэ» («Неумелый»). Л. Бозиев, рассказ «ТIум тIу
хэплъхьэмэ» («К двум прибавить два»). Х. Кармоков, рассказ «Ныбжьэгъу уиIэну
ухуеймэ» («Если хочешь иметь друзей»). Х. Шекихачев, рассказ «Сыт джэдум шха
енэужь зыщIитхьэщIыр?» («Почему кот умывается после еды?»). Б. Кагермазов,
стихотворение «Щихум и жэуап» («Ответ тополя»).
9.5. «Ди Хэкур» («Наша Родина»).
Л. Бозиев,

рассказ

«Хъерлы

зыгъэпIейтейр»

(«Беспокойство

Херлы»).

С. Хахов, рассказ «Дэшхуей тхьэмпэ» («Листья орешника»). Б. Ашижев, рассказ
«Сыадыгэщ» («Я - черкес»). А. Ханфенов, стихотворение «Сэ Хэку, уэращ

Программа-03

си гъащIэр» («Моя Родина, ты моя жизнь»). Б. Гедгафов, стихотворение «Адэжь
щIыналъэ» («Земля отцов»).
9.6. «Гъатхэ» («Весна»).
А. Шогенцуков,

стихотворение

«Гъатхэ»

стихотворение

«Гъатхэпэ»

(«Март»).

теплъэгъуэхэр»

(«Весенние

зарисовки»).

(«Весна»).

А. Шогенцуков,
А. Мукожев,

Л. Губжоков,

рассказ

«Гъатхэ

стихотворение

«Анэ»

(«Мать»).
9.7. «Щремыıэ зауэ!» («Пусть не будет войны!»).
А. Шомахов, Рассказ «Мишэ и анэр къигъуэтыжащ» («Как Миша нашёл свою
мать»). А. Бицуев, стихотворение «Сурэт» («Фотография»). З. Налоев, рассказ
«Бжьыхьэ мэзым къыщыхъуар» («Случай в осеннем лесу»).
9.8. «Псэущхьэхэмрэ къэкIыгъэхэмрэ» («Животные и растения»).
Б. Балкизов, стихотворение «СиIэщ сэ жыг цIыкIу» («У меня есть деревце»).
Б. Журт,

р а ссказ

(«Письмо»).

«Мэзым»

А. Куантов,

(«В

лесу»).

рассказ

«Щыхь

Ф. Баксанова,
хьэщIэ».

р ассказ «Письмо»

(«Олень

в

гостях»).

По Х. Кармокову, рассказ «Дэтхэнэр нэхъ лъагэ?» («Кто выше?»).
9.8. «Сабиигъуэм и лъахэ» («Страна детства»).
Х. Кодзоков,

рассказ

«Блулэ»

(«Блула»).

Х. Кажаров, стихотворение

«Къалэдэс» («Горожанин»). Х. Понежев, рассказ «Лъапсэ быдэ» («Крепкие корни»).
Х. Гяургиев,

рассказ

«Нэмыс» («Пристойность»).

Б. Утижев,

стихотворение

«КхъыIэ, иIэ» («Давай-ка»).
9.9. «Гъэмахуэ» («Лето»).
Р. Ацканов

стихотворение

«БжьаIуэм»

стихотворение «МэракIуэхьэ» («За ягодами»).

(«На

пасеке»).

Б. Тхамоков,

рассказ

Х.Кунижева,
«Гъэмахуэ»

(«Лето»). А. Сонов, стихотворение «Пшэ цIыкIу» («Облачко»). Г. Скребицкий,
рассказ «КIыгуугу макъ» («Зов кукушки») (Перевод Ф. Малаевой).
10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
на родном (кабардино-черкесском) языке на уровне начального общего образования.

Программа-03

10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (кабардиночеркесском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе
через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории
и культуры страны;
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов
в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества
народов России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
в том числе при работе с художественными произведениями;
уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений;
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств);
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления

и

систематизации

литературных

впечатлений,

разнообразных

по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
Программа-03

уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной

культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
4) физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и эмоционального благополучия:
соблюдение

правил

безопасного

поиска

в

информационной

среде

дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения
на родном (кабардино-черкесском) языке;
бережное
проявляющееся

отношение
в

выборе

к

физическому

приемлемых

и

способов

психическому
речевого

здоровью,

самовыражения

и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из художественных произведений);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе посредством примеров из художественных
произведений;
неприятие действий, приносящих ей вред;
7) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной
картине мира, понимание важности слова как средства создания словеснохудожественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии
средствами кабардино-черкесской литературы, развитие познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании
произведений фольклора и художественной литературы.

Программа-03

10.2. В результате изучения литературного чтения на родном (кабардиночеркесском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы

познавательные

универсальные

учебные

действия,

коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов,
устанавливать аналогии текстов;
объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать

причинно-следственные

связи

в

сюжете

фольклорного

и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике
поступков героев.
10.2.2. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;

Программа-03

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов

проведенного

анализа

текста

(классификации,

сравнения,

исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
10.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,
справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью
словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации
в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую,
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать

информацию,

зафиксированную

в

виде

таблиц,

схем,

самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
10.2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Программа-03

создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные
(повествование) тексты;
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
10.2.5. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
10.2.6. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;
корректировать

свои

учебные

действия

для

преодоления

речевых

ошибок.
10.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия
по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания по литературному чтению
на родном (кабардино-черкесском) языке с опорой на предложенные образцы.

Программа-03

10.3. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(кабардино-черкесском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся
научится:
читать целыми словами или выражениями вслух, постепенно увеличивая
скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
читать

про

себя

в

процессе

первичного

ознакомительного

чтения,

выборочного и смыслового чтения;
строить короткое монологическое высказывание (краткий или развернутый
ответ на вопрос учителя);
слушать

собеседника

(учителя,

одноклассника

и

другие),

дополнять

прозвучавшие ответы новым содержанием;
работать в паре (малой группе) над элементарным анализом прочитанного
произведения;
составлять модели речи типов описание, рассказ;
пополнять активный словарный запас;
оценивать и характеризовать героев произведения;
выделять части текста по предложенному плану;
моделировать свою речь по типу сказки;
наблюдать за развитием сюжета в произведении;
выявлять авторское отношение к персонажам, их поведению;
составлять план прозаического произведения;
называть имена 2-3 классиков и современных детских авторов кабардинской
литературы;
знать

названия

изученных

произведений,

кратко

пересказывать

их

содержание;
читать наизусть 5-6 несложных стихотворений (по выбору).
10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(кабардино-черкесском) языке». К концу обучения в 3 классе обучающийся
научится:

Программа-03

читать

про

себя

в

процессе

первичного

ознакомительного

чтения,

повторного просмотрового чтения, выборочного и смыслового чтения;
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного текста;
составлять

самостоятельно

вопросы

по

содержанию

прослушанного

или прочитанного текста;
использовать выразительные средства языка в собственном монологическом
высказывании;
выявлять

особенности

кабардинского

речевого

этикета

и

понимать

их, использовать средства речевого этикета в общении;
называть имена писателей и поэтов - авторов изученных произведений,
перечислять названия их произведений и кратко пересказывать содержание текстов;
составлять план собственного монологического высказывания, соблюдать его
связность и логичность;
слушать

высказывания

собеседника,

отвечать

на

его

вопросы

и аргументировать свою точку зрения;
находить в прочитанном тексте нужную информацию;
читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору).
10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(кабардино-черкесском) языке». К концу обучения в 4 классе обучающийся
научится:
разбивать текст на смысловые части и озаглавливать каждую часть;
устанавливать причинно-следственные связи в тексте;
воспроизводить текст с опорой на ключевые слова;
пересказывать содержание основных литературных произведений, изученных
в классе, называть их авторов;
обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое,
подтверждать

высказывание

фрагментами

или

отдельными

из произведения;
использовать в речи средства кабардинского речевого этикета;

Программа-03

строчками

самостоятельно выбирать книги в библиотеке с целью решения разных задач
(чтение согласно рекомендованному списку, подготовка устного сообщения
на определённую тему);
общаться в малых группах, высказывать оценочные суждения о героях
прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
читать наизусть 8-10 стихотворений разных авторов (по выбору);
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слов в тексте
произведения, определять случаи многозначности), целенаправленно пополнять
активный словарный запас;
самостоятельно работать с разными источниками информации (включая
словари и справочники разного направления).

Программа-03

Календарно-тематическэ план 4 класс

Темэ

Унэ лэжь.

№

Зэман
щекIуэ

щекIуэ

кIынур

кIар

«Адыгэ IуэрыIуатэ» (7)
1

Адыгэ
IуэрыIуатэ,къуажэхьхэр, Н.4-6
Еджэн, 06.09.
нэщэнэхэр
тепсэлъыхьыжын.
псынщIэрыпсалъэхэр,псалъэжьхэр
.«ЛIымрэ жыгымрэ» псысэр.

2

«ПцIащхъуэ цIыкIу» псысэр.

3

Адыгэ псысэ «Мыщэ и къуэ Батыр» Н.11-17
Еджэн, 20.09.
тепсэлъыхьыжын.

4.

Адыгэ псысэ
Батыр»

5

Еджэн, 04.10.
Адыгэ псысэ «Мыщэ и къуэ Батыр» Н.25-30
тепсэлъыхьыжын.

6

«Хэт и хъупIэ?» пьесэр.

и

«Мыщэ

Б/З.
IуэрыIуатэм
сочиненэ кIэщI.

къуэ Н.18-25
Еджэн, 27.09.
тепсэлъыхьыжын.

Н. 30-33 Еджэн, 11.10.
тепсэлъыхьыжын.

Зыкъэпщытэжын
7

Н.9-10
Еджэн, 13.09.
тепсэлъыхьыжын.

теухуауэ Сочиненэр
нэгъэсыжын.

18.10.

«Бжьыхьэ дыщафэ» (7)
8

Къардэн Б. и
«Пхъэхуей жыгыр»
рассказыр.

Н.41-42
Еджэн, 25.10.
тепсэлъыхьыжын.

9

Мэлей Ф. и
«Тхьэмпэ пыхужыгъуэ»
рассказыр.
Къагъырмэс Б. и
«Iэмал» рассказыр.
«Зыкъэпщытэж»

Н.43-44
Еджэн, 08.11.
тепсэлъыхьыжын.

Ди проектхэр:«Мэз
псэущхьэхэр бжьыхьэм»,
«Пхъэщхьэмыщхьэ
жыгхэр»

Пректыр нэгъэсын

10

11

Программа-03

Н.48-50
Еджэн, 15.11.
тепсэлъыхьыжын.Я
джар
къэпщытэжын.
23.11.

«ЩIымахуэ» (6)
12.

13

14

Н.56-58
Еджэн, 30.11.
тепсэлъыхьыжын.

Нало З. и
«ЩIымахуэм»
рассказыр.
Уэрэзей А. и
«ЩIымахуэ» усэр. Журт Б.
«Лъэрыжэ» рассказыр.

Н.60
зэгъэщIэн

ГукIэ 06.12.

Н.64-65
Еджэн, 13.12.
Мэлей Ф.
тепсэлъыхьыжын.
«ЩIымахуэ
Н.66-68
Еджэн,
пхъэщхьэмыщхьэхэр»
тепсэлъыхьыжын.
рассказыр.
Яджар
Уэзы М. и
«Джэгунми пIалъэ къэпщытэжын
иIэщ» рассказыр.
Зыкъыдопщытэж
«Зэныбжьэгъуныгъэ»(5)

15

Нало З. и «Iэпэзадэ» рассказыр.

Н.73-77
Еджэн, 20.12.
тепсэлъыхьыжын.

16

Б.З. Сочиненэ «Ныбжьэгъу пэж»

Сочиненэр
нэгъэсыжын.

17

Бозий Л.и
«ТIум тIухэплъхьэмэ»
рассказыр.
Къэрмокъуэ Х.и
«Ныбжьэгъу уиIэну ухуеймэ…»
рассказыр.

Н.78-80
Еджэн, 10.01.
тепсэлъыхьыжын
Н.81-83
Еджэн,
тепсэлъыхьыжын

18

Къагъырмэс Б.и
«Щихум и жэуап»
рассказыр.
«Зыкъыдопщытэж»

27.12.

Н.87-89
Еджэн, 17.01.
тепсэлъыхьыжын
Яджар
къэпщытэжын
«Ди Хэкур»(6)

19
20

21
22

Бозией Л.и
«Хъерлы зыгъэпIейтейр»
рассказыр.
Хьэх С. И
«Дэшхуей тхьэмпэ» рассказыр.
Iэщыж Б.и
«Сыадыгэщ» хъыбарыр
Ди проектхэр: «Ди Хэкур»,
«Си анэдэлъхубзэр».
Хьэнфэн А. «СиХэку,уэращ си
гъащIэр» усэр.
Джэдгъэф Б. «Адэжь щIыналъэ»
усэр.«Зыкъыдопщытэж»
Программа-03

Н.95-97
Еджэн, 24.01.
тепсэлъыхьыжын
Н.98-100
Еджэн, 31.01.
тепсэлъыхьыжын
Н.101-104 Еджэн,
тепсэлъыхьыжын
Проектыр нэгъэсын 07.02.
Н.105
еджэн

Гъэхуауэ 14.02.

Н.106-107 Гъэхуауэ
еджэн.
Яджар
къэпщытэжын

«Гъатхэ»(3)
23

24

ЩоджэнцIыкIу А. и «Гъатхэ»
усэр.Гъубжокоъуэ Л.«Гъатхэпэ»
усэр ЩоджэнцIыкIу А. и
«Гъатхэ теплъэгъуэхэр»
рассказыр.
Мыкъуэжь А.и «Анэ» усэр.
«Зыкъыдопщытэж»

Н.113-115 Гъэхуауэ 21.02.
еджэн
Н. 116-117 Еджэн,
тепсэлъыхьыжын
Н.118-119
зэгъэщIэн

ГукIэ 28.02.

«ЩремыIэ зауэ!»(4)
25

Щомахуэ А. и
«Мишэ и анэр къигъуэтыжащ»
рассказыр.
Тест лэжьыгъэ.

Н.к1у.
127-131 06.03.
Еджэн,
тепсэлъыхьыжын
Яджар
къэпщытэжын

26

Бицу А.и усэ «Сурэт»
Нало З.
«Бжьыхьэ мэзым къыщыхъуар»
рассказыр.
«Зыкъыдопщытэж»

Н.132-133 Гъэхуауэ 13.03.
еджэн
Н.134-136 Еджэн,
тепсэлъыхьыжын

«Псэущхьэхэмрэ къэкIыгъэхэмрэ»(5)
27

28
29

Балъкъыз Б.и «СиIэщ сэ жыг
цIыкIу» усэр.
Журт Б.и
«Мэзым» рассказыр.
Б.З. Сочиненэ «Си Хэку»

Н.143-147Гъэхуауэ
еджэн

20.03.

Сочиненэр
нэгъэсыжын.

03.04.

Бахъсэн Ф. и
«Письмо» рассказыр.
«Зыкъыдопщытэж»

Н.148-150 Еджэн, 10.04.
тепсэлъыхьыжын
Н.154-155 Еджэн,
тепсэлъыхьыжын
«Сабиигъуэм и лъахэ»(5)

30

31

32

Къуэдзокъуэ Х.и
«Блулэ» рассказыр.
Къэжэр Х.и
«Къалэдэс» усэр.
КлассщIыб къеджэныгъэ
«Сосрыкъуэ мафIэр
къызэрихьыжар»
Понэщ Х.и
«Лъапсэ быдэ» рассказыр.
Джаурджий Х. и
«Нэмыс» рассказыр IутIыж
Б.«КхъыIэ,иIэ» усэр.
«Зыкъэпщытэж»
Программа-03

Н.161-162 Еджэн, 17.04.
тепсэлъыхьыжын
Н.163
Гъэхуауэ
еджэн.
Н.137-140 Еджэн

24.04.

Н.165-166 Еджэн, 08.05.
тепсэлъыхьыжын
Н.167-169 Еджэн,
тепсэлъыхьыжын

«Гъэмахуэ» (4)
33

34

Ацкъан Р.и
«БжьаIуэм» усэр.
Къуныжь Хь. и
«МэракIуэхьэ» усэр. Тхьэмокъуэ
Б. и
«Гъэмахуэ» рассказыр. Сонэ
А.и «Пшэ цIыкIу» усэр.
Скребицкий Г. и
«КIыгуугу макъ» рассказыр.
«Зыкъыдопщытэж»

Н.175-177 Гъэхуауэ 15.05.
еджэн.
Н.178-180 Еджэн,
тепсэлъыхьыжын

Н.181-183 Еджэн, 22.05.
тепсэлъыхьыжын
Яджар
къэпщытэжын

1. СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Эффективность

преподавания

учебного

предмета

во

многом

зависит

отналичиясоответствующегоматериальнотехническогооснащения,чтообъясняетсяпрактическойнаправленностьюпредмета.Учебныйкабине
тдолжен

быть

оснащен

современными

техническими

средствами

обучения,учебнымиматериаламипо«Литературномучтениюнародном(кабардинском)языке»,мето
дическимиматериаламиипособиямидляучителя.
ВсоответствиистребованиямиФГОСНООпреподаваниевсехпредметныхобластейипроведениевнеу
рочнойдеятельностиобразовательнаяорганизация,реализующаяосновнуюобразовательнуюпрогра
ммуначальногообщегообразования,обеспечиваетмебелью,презентационнымоборудованием,осве
щением,хозяйственныминвентарем.
Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности
Вкомплектучебныхматериаловполитературномучтениюнакабардинскомязыкевходят:учебникииу
чебныепособия,контрольно-измерительные

материалы,

настенные

таблицы,

иллюстрации,

электронныеобучающиепрограммы,электронныемультимедийныепрезентации,электронныеслова
ри,справочныеиздания,учебныедвуязычныесловари,
картотекасзаданиямидляиндивидуальногообучения,фотопортретыизвестныхисследователейкабар
дино-черкесскогоязыка,адыгскихписателей,комплекттематическихлексическихтаблиц.
Комплект

методических

материалов

и

пособий

для

учителя

включает:рабочуюпрограммуначальногообщегообразованияполитературномучтениюнакабардинс
Программа-03

комязыке,программно-нормативныедокументы,методическиепособиядляучителей

по

каждомуклассу.

Учебные пособия

1. Кумахова

М.

М.,

Литературное

чтение

на

родном

(кабардинском)языке.2класс:Учеб.пособиедляобщеобразовательныхучреждений.–
Нальчик:ГКУ«КБР-Медиа»–Издательство«Эльбрус»,2020.– 208с.

2. Канаметова

Л.

Х.,

Литературное

чтение

на

родном

(кабардинском)языке.3класс:Учеб.пособиедляобщеобразовательныхучреждений.–
Нальчик:ГКУ«КБР-Медиа»–Издательство«Эльбрус»,2020.– 176с.

3. МалаеваФ.Б.,Литературноечтениенародном(кабардинском)языке.4класс:Учеб.пособ
иедляобщеобразовательныхучреждений.–Нальчик:ГКУ«КБР-Медиа»–
Издательство«Эльбрус»,2020.–192 с.
Дополнительные источники

4. Апажев М. Л., Коков Д. Н., Кабардино-русский словарь. Около 27000 слов / Под
научной редакцией д. ф. н. Б. Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус,2008.–704с.

5. БижоевБ.Ч.,Русско-кабардинскийразговорник/Б.Ч.Бижоев,Х.Т.Тимижев.–
Нальчик:Эльбрус,2008.–112 с.

6. Бижоев Б. Ч., Учебный русско-кабардинский словарь: около 24 000слов / Под
общей редакцией доктора филологических наук Б. Ч. Бижоева. –Нальчик:Эльбрус,2013.–848 с.

7. Гяургиев Х. З. Дзасежев Х. Е., Кабардинский язык (Адыгэбзэ) I-IIчасти–
Нальчик:Эльбрус,2010.//URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01004128138(датаобращения:21.0
6.2020).

8. Дзуганова Р. Х., Шериева Н. Г., Словарь синонимов кабардинскогоязыка(дляшк.).–
Нальчик: Эльбрус,1997.–118с.

9. ЕмузовА.Г.,Англо-кабардино-русскийфразеологическийсловарь.
–Нальчик:Эльбрус,1976.–350с.

10. ЗекореевН.Н.,Школьныйрусско-кабардиночеркесскийтерминологическийсловарь=Урыс-адыгэтерминпсалъалъэ:более2500слов/
Н.Н.Зекореев.–Нальчик:Эльбрус,1999.–283 c.

11. Кабардино-черкесский язык: в 2 т. / [М. Л. Апажев и др.] гл. ред. М.А. Кумахов; Инт гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦРАН. – Нальчик: Респ.
полиграфкомбинат
Программа-03

им.

Революции

1905

г.:

Эль-

Фа,2006.URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01002962604(датаобращения:21.06.2020).

12. КардановБ.М.,Русско-кабардинско-черкесскийсловарь:около30000 слов / Сост. Б.
М. Карданов, А. Т. Бичоев; Отв. ред. А. О. Шогенцуков;Сприл.краткогограммат.очеркакабард.черкес.яз.Б.М.Карданова;Кабард. науч.-исслед. ин-т при Совете Министров Кабард. АССР. –
Москва:ГИС,1955.–1055с.

13. МалаеваФ.Б.,Детство=Сабиигъуэ:адэанэхэм,сабийсадхэмщыIэгъэсакIуэхэм,пэщIэдзэклассхэмщезыгъаджэхэмпапщIэтхылъ/[зэхэзыл
ъхьарМэлэйФ.Б.].–Налшык:Эльбрус,2015.– 477 с.

14. Словарь кабардино-черкесского языка= Адыгэбзэ псалъалъэ: ок.31000 слов / Ин-т
гуманитар. исслед. Кабард.-Балк. науч. центра Рос. акад.наук; [М.Л.Абитови др.].1.изд.–
М.:Дигора,1999.–852 с.

15. СукуновХ.Х.,Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкийсловарь в иллюстрациях
= Kabardino Circassian Russian-English Turkish picturedictionary/Х. Х. Сукунов, И. Х. Сукунова.–
Нальчик:Эль-Фа, 1998.–414с.

16. УрусовХ.Ш.,Орфографическийсловарькабардино-черкесскогоязыка: 90000 слов /
Урусов Х. Ш., Захохов Л. Г. – Нальчик: Эльбрус, 1982. –1133 с.

Программа-03


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».