Программа внеурочной деятельности по Географии для 9класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса по
выбору «За страницами учебника географии»
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об
образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.08.2020).;
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015)
“Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования”
-Учебного плана МКОУ СОШ с.п. Красноармейское
-Учебников по географии для 5-9-го классов; рабочих программ ФГОС ООО.
Описание места в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю в 9 классе.
Программа данного курса ориентирована на более глубокое, расширенное
изучение школьного курса географии.
В процессе работы по изучению данного курса учащиеся получают
дополнительные знания, расширяют географические понятия, продолжают
формировать умения самостоятельной работы с различными источниками.
В данном курсе делается упор на последовательность повторения
содержания каждой темы, разнообразие видов деятельности,
систематическое использование школьных атласов, контурных карт,
статистических материалов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы,
достижение которых проверяется на экзамене по географии, составлен на
основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников»
Федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования.

Цель программы: повышение уровня предметной и психологической
подготовки учащихся к сдаче ОГЭ выпускников 9 классов по географии.
Задачи:
- Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной
творческой деятельности при выполнении тестовых заданий и повышенного
уровня сложности.
- Формирование умения школьников работы с источниками географической
информации.
В тематическом планировании предусматривается несколько форм
организации учебного процесса: лекция, практикум, семинар. Выполнение
практической части данного курса поможет учащимся развивать свои
творческие способности, формировать и закреплять навыки
исследовательской деятельности. Многие занятия включают элементы
практикума.
Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий
тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким
ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный
подход к обучению.
Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных
и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность
учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и
разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе
обучения электронных и Интернет-ресурсов.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности.
Личностные результаты:
- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной
личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов,
ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических
принципов и норм поведения.
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества

Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических умений, умения управлять своей познавательной
деятельностью;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели;
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т.д.).
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- оценивать географические особенности природы материков и океанов, а
также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных
территорий и акваторий;
- анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные
проблемы и проектировать пути их решения;
- использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи
действительности;

- давать определение понятиям, строить логические рассуждения,
устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать
исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать
модели для решения задач.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Введение (2 ч).
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации
выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и
другими документами, определяющие порядок проведения государственной
итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии,
бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в
новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной
процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной
работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии
контрольных измерительных материалов (КИМ).
Раздел I. Раздел I. План и карта (4 ч)
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их
основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы
картографического изображения, градусная сеть)
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел II. Природа Земли и человек (11 ч)
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и
литосфера.
Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Рациональное
и нерациональное природопользование. Типы климатов. Муссоны. Циклоны
и антициклоны. Режимы рек. Решение учебно-тренировочных тестов по
разделу.
Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (10 ч)
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин
океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли.
Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и

страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной
Америки, Северной Америки, Евразии. Решение учебно-тренировочных
тестов по разделу.
Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч)
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы
природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере,
литосфере. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел V. География России (5 ч)
Особенности ГП России. Природа России. Население России. Хозяйство
России.
Природно-хозяйственное районирование России. Решение учебнотренировочных тестов по разделу.

Календарно – тематический план
(34 часа, 1 час в неделю)

№

1

2

3

4

5

6

Название темы

Содержание
Дата
Факт
темы
проведения

Введение (2 ч)
Организация занятий Знакомство с
05.09
требованиями
стандартов
ГИА и ОГЭ по
географии.
Источники
Основные
12.09
географической
источники
информации: глобус географической
и карта.
информации:
глобус,
справочники,
географические
сайты.
Раздел I. План и карта (4 ч)
План местности.
Решение
19.09
Масштаб.
географических
задач
Азимут
Решение
26.09
географических
задач с
помощью
атласа
03.10
Координаты
Решение
географических
задач.
Определение
координат
городов
Профиль
Решение
10.10
географических
задач
Раздел II. Природа Земли и человек (11 ч)

7 Геологический
разрез

Решение
17.10
географических
задач
8 Горные породы и
Знакомство с
24.10
минералы
коллекцией
9 Формы рельефа
Решение
07.11
географических
задач
10 Рациональное и
Решение
14.11
нерациональное
географических
природопользование задач
11 Природа Земли
Удивительное
21.11
разнообразие
природы
Земли.
12 Типы климатов
Решение
28.12
географических
задач
13 Муссоны
Решение
05.12
географических
задач
14 Циклоны и
Решение
12.12
антициклоны
географических
задач
15 Климатическая карта Решение
19.12
географических
задач
16 Режимы рек
Решение
26.12
географических
задач
17 Биосфера.
Решение
09.01
Географическая
географических
оболочка.
задач
Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (10 ч)
18 Численность
Решение
16.01
населения Земли.
географических
Расы и народы.
задач
19 Современный облик Решение
2301
планеты Земля.
географических
Происхождение
задач
материков и впадин

океанов.
20 Миграция

21 Страны мира

22 Урбанизация

23 Прирост населения

Решение
географических
задач
Разнообразие
стран мира.
Работа с
картой.
Решение
географических
задач
Решение
географических
задач

30.01

06.02

13.02

20.02

24 Африка. Австралия.
27.02
25 Антарктида. Южная Решение
05.03
Америка.
географических
задач
26 Северная Америка. Решение
12.03
географических
задач
27 Евразия.
Решение
19.03
географических
задач
Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч)
28 Влияние
Решение
09.04
хозяйственной
учебнодеятельности на
тренировочных
людей и природу.
тестов по
Основные типы
разделу.
природопользования.
29 Стихийные явления Решение тестов
16.04
в геосферах.
по разделу.
Раздел V. География России (5 ч)
30 Природные
Решение
23.04
особенности России географических
задач
31 Часовые пояса в РФ Решение
30.04
географических
задач

32 Многообразие
народов и языков
России
33 Хозяйство
России. Отрасли
хозяйства РФ

34 Итоговое занятие

Решение
географических
задач
Решение
учебнотренировочных
тестов по
разделу.
Обобщение и
контроль
усвоения
материала по
программе
факультатива.
Итоговое
тестирование
учащихся.

07.05

14.05

28.05

Планируемые результаты.
Знать:
- основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их
географических последствий;
- природные рекорды на материках и океанах;
- особенности стран мира и народонаселения.
Уметь:
- проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;
- использовать карты как информационные образно-знаковые модели
действительности;
- проводить исследование на основе накопленных фактов;
- читать и анализировать различные источники географической информации,
в том числе географическую карту – как величайшее творение человечества;
- решать географические задачи.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся научится:
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,
используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой
проблеме;
- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены
путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования,
формулировать вытекающие из исследования выводы;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме.

Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования в потоке географической информации;
- умения решать географические задачи
- повышения собственной географической культуры.
- успешного прохождения ОГЭ.

Учебно-методический комплект включая ОЭР:

1. Барабанов В.В. География. Готовимся к итоговой аттестации ОГЭ М. 2019
2. Соловьева Ю.А., Эртель А.Б. География. Новый полный справочник для
подготовки к ОГЭ. М.: 2019. - 448 с
3. Чичерина О.В., Соловьева Ю.А. ОГЭ 2022. География. 10 тренировочных
вариантов экзаменационных работ – М. 2022
4. В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис –
Пресс, 2006 год
5. Наумов А.С. «По материалам олимпиад NationalGeographic и
Всероссийской олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2007 год
6. Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на
уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006 год
7. https://sdamgia.ru/ сайт для подготовки к ОГЭ
8. http://fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений
9. http://gia.edu.ru/ - Официальный информационный портал ГИА


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».