РП по русскому родному языку 7 классы

Образовательная программа по учебному предмету
«Адыгэ тхыбзэ» (Кабардино-черкесский язык «родной))
для 5-9 кл
1. Федеральная

рабочая

программа

по

учебному

предмету

«Родной

(кабардино-черкесский) язык» (предметная область «Родной язык и родная
литература») разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардиночеркесским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому)
языку.
2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (кабардиночеркесского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания, к определению планируемых результатов.
3. Содержание

обучения

раскрывает

содержательные

линии,

которые

предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего
общего образования.
4. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за весь
период обучения на уровне среднего общего образования, а также предметные
результаты за каждый год обучения.
5. Пояснительная записка.
5.1. Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку для 5-9 классов
основного общего образования разработана с целью оказания методической помощи
учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной
на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.
В основе Программы родной (кабардино-черкесский) язык лежит системнодеятельностный подход, являющийся методологией федерального государственного
общеобразовательного

стандарта.

Использование

системно-деятельностного

подхода способствует формированию творческого мышления обучающихся.
При таком подходе обучающийся становится субъектом собственной учебной
деятельности.

Системно-деятельностный

подход

обеспечивает

формирование

готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование
и

конструирование

социальной

среды

развития

обучающихся

в

системе

образования, их активную учебно-познавательную деятельность, построение
образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических
и физиологических особенностей обучающихся.
5.2. В содержании программы учебного предмета «Родной (кабардиночеркесский) язык» выделяются следующие содержательные линии: речевая
деятельность и культура речи, общие сведения о языке (раскрывает взаимосвязь
языка и истории, языка и материальной и духовной культуры кабардинцев и
черкесов, отражающий межкультурные и языковые взаимодействия с другими
народами России), разделы науки о языке, (устройство языка и особенности
функционирования языковых единиц).
5.3. Изучение

родного

(кабардино-черкесского)

языка

направлено

на достижение следующих целей:
воспитание гражданина Российской Федерации, осознающего причастность
к кабардинскому и черкесскому народу, уважающего язык и культуру родного
этноса и других народов России, формирование отношения к кабардиночеркесскому языку как к духовному наследию народа, ответственности за его
изучение, сохранение и развитие;
формирование у обучающихся коммуникативных навыков, помогающих
пользоваться средствами языка в различных жизненных ситуациях и сферах
общения с соблюдением норм этикета;
ознакомление с языковой системой, формирование базовых лексических,
грамматических,

стилистических,

орфоэпических,

орфографических

и пунктуационных знаний, умений и навыков, способности обучающегося к анализу
и оценке языковых явлений и фактов;
развитие умений работать с текстом на родном (кабардино-черкесском) языке,
осуществлять

поиск

информации

в

различных

источниках,

передавать

ее в самостоятельно созданных высказываниях разных типов, стилей и жанров.

5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардиночеркесского) языка, - 340 часов: в 5 классе - 68 часов (2 часа в неделю),
в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 8
классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю).
6. Содержание обучения в 6 классе.
6.1. Общие сведения о языке.
Язык - основное средство общения. Понятие о родственных языках
и праязыке.
Разделы науки о языке.
Повторение. Синтаксис и пунктуация. Фонетика. Морфология.
6.2. Лексика.
Общеупотребительная
черкесском

языке.

лексика.

Архаизмы.

Заимствованные
Историзмы.

слова

Неологизмы.

в

кабардиноДиалектная

и профессиональная лексика. Фразеология. Аналоги фразеологизмов в русском
и кабардино-черкесском языках, синонимы-фразеологизмы.
6.3. Словообразование. Орфография.
Основные способы образования слов. Префиксация. Основные способы
образования

слов.

Суффиксация.

Основные

способы

образования

слов.

Основосложение. Словоизменение. Правописание сложных и сложносокращённых
слов. Морфемный разбор.
6.4. Морфология.
Глагол:
Переходные,

синтаксические
непереходные

функции.
глаголы.

Инфинитив.
Наклонения

Возвратные
глагола.

глаголы.

Изъявительное

наклонение. Условное наклонение. Сослагательное наклонение. Предположительное
наклонение. Желательное наклонение. Повелительное наклонение. Наклонение
удивления. Спряжение глаголов. Выявлять возвратные глаголы, добавочные
смысловые оттенки возвратных глаголов. Словообразование глаголов. Простые,
сложные и составные глаголы. Образовывать и объяснять образование сложных
и составных глаголов. Морфологический разбор.

Имя числительное. Роль числительных в речи. Имена числительные простые,
сложные и составные. Количественные числительные, их значение, склонение,
особенности

употребления

в

словосочетании.

Порядковые

числительные,

их значение, склонение и изменение. Разделительные числительные, их значение,
склонение и употребление. Дробные числительные, их значение и изменение.
Морфологический разбор.
Местоимение. Разряды местоимений по значению и грамматическим
свойствам.

Личные

местоимения,

их

значение,

склонение.

Указательные

местоимения: значение, склонение. Притяжательные местоимения: значение,
изменение и роль в предложении. Вопросительные местоимения: значение,
склонение. Относительные местоимения: значение, склонение. Определительные
местоимения: значение, склонение. Неопределённые местоимения: значение,
склонение. Отрицательные местоимения: значение, склонение. Морфологический
разбор.
6.5. Речевая деятельность и культура речи.
Работа с сочинениями. Сочинение-рассуждение. Работа с изложениями.
Изложение. Работа со словарями различных видов. Перевод текстов на русском
языке на кабардино-черкесский и наоборот. Стенография, прослушивание аудиовидео материалов с подробным пересказом. Защита проекта.
7. Содержание обучения в 7 классе.
7.1. Общие сведения о языке.
Кабардино-черкесский язык в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии:
значение

и

функции.

Формулирование

значения

родного

языка

как государственного во всех сферах жизнедеятельности республик. Определение
значения и функций родного языка.
Повторение изученного по морфологии и синтаксису.
Прямая и косвенная речь. Способ передачи чужой речи. Знаки препинания.
Монолог. Диалог.
7.2. Морфология.

Причастие: грамматическое значение, морфологические и синтаксические
признаки причастия. Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме
будущего). Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам
и падежам, согласование с существительным. Изменение причастия по времени.
Причастный оборот. Морфологический разбор.
Деепричастие: грамматическое значение, морфологические и синтаксические
признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Формы
образования деепричастия. Изменение деепричастия по времени. Деепричастный
оборот. Морфологический разбор.
Наречие: морфологические признаки и синтаксические функции наречия.
Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени,
места, времени, причины, цели. Степени сравнения наречий. Словообразование
и правописание наречий. Словообразование наречий путём перехода слов из одной
части речи в другую. Морфологический разбор.
Служебные части речи. Послелог. Союз. Частица. Междометия.
Понятие о послелоге. Назначение послелогов в речи. Разряды предлогов
по значению. Переход слов из самостоятельных частей речи в послелог.
Назначение союзов в речи: для связи однородных членов предложения, частей
сложных

предложений

и

частей

текста.

Простые

и

составные

союзы.

Сочинительные союзы, их группы по значению. Подчинительные союзы.
Морфологические признаки и синтаксические функции частиц. Правописание.
Морфологический разбор.
Основные функции междометий. Разряды междометий.
Звукоподражательные слова. Знаки препинания при междометиях.
Морфологический и фонетический разбор служебных частей речи.
7.3. Синтаксис и пунктуация.
Сложные предложения. Сложные предложения с союзами. Бессоюзные
сложные предложения. Синтаксический разбор.
7.4. Речевая деятельность и культура речи.

Сочинение-рассуждение. Построение текста-рассуждения в различных стилях
речи. Изложение.
Виды диалога: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен
мнениями.
Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского)
языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
 определять родство с языками абхазо-адыгской языковой группы;
 объяснять разницу между живыми и мёртвыми языками;
 понимать и воспринимать основную и подтекстовую информацию;
 осуществлять просмотровое, ознакомительное и изучающее чтение;
 воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме;
 создавать устные и письменные монологические, а также устные
 диалогические высказывания разной коммуникативной направленности с
учётом целей и ситуации общения;
 объяснять происхождение кабардино-черкесской лексики и заимствованной
(приводить примеры общеадыгской лексики, заимствованной лексики из
других неродственных языков);
 различать и употреблять в речи общеупотребительные слова;
 различать, находить в тексте и употреблять в зависимости от ситуации слова
ограниченного употребления: диалектизмы, профессионализмы и термины,
устаревшие слова, историзмы, архаизмы, неологизмы, жаргонизмы;
 приводить аналоги фразеологизмов в русском и кабардино-черкесском языках,
подбирать синонимы-фразеологизмы;
 составлять предложения с фразеологизмами;
 оценивать уместность употребления заимствований, лексики ограниченного
употребления, фразеологизмов в своей и чужой речи;
 распознавать аффиксы наклонений, времён глагола, словообразовательные
и словоизменительные суффиксы и префиксы;

 определять

способ

словообразования:

префиксальный,

суффиксальный,

префиксально-суффиксальный, основосложение;
 выявлять правописание сложных и сложносокращённых слов;
 распознавать глагол, числительное, местоимение среди других частей речи
по грамматическому значению и морфологическим признакам;
 определять морфологические признаки и синтаксическую роль глагола,
числительного и местоимения;
 определять простые, сложные и составные глаголы;
 определять начальную форму глагола;
 образовывать и объяснять образование сложных и составных глаголов;
 образовывать глаголы с помощью аффиксов;
 выделять инфинитив, суффикс инфинитива;
 различать переходные, непереходные глаголы;
 употреблять в письменной и устной речи наклонения глагола: изъявительное,
условное, сослагательное, предположительное, желательное, повелительное,
наклонение удивления;
 спрягать глагол;
 выявлять возвратные глаголы, добавочные смысловые оттенки возвратных
глаголов;
 выделять имя числительное, формулировать роль числительных в речи;
 определять числительные простые, сложные и составные;
 использовать в речи количественные, порядковые, разделительные, дробные
числительные;
 объяснять значение числительных, склонение, особенности употребления
в словосочетании;
 определять

основные

морфологические

и

синтаксические

формы

местоимения;
 определять разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам:
личные, указательные, притяжательные, вопросительные, относительные,

определительные, неопределённые, отрицательные: склонение, их значение,
изменение и роль в предложении;
 выполнять морфологический разбор глагола, числительного, местоимения;
определять синтаксическую роль глагола, числительного, местоимения.
 соблюдать лексические нормы кабардино-черкесского литературного языка;
 переводить тексты на русском языке на кабардино-черкесский и наоборот,
стенографировать аудио-видео материалы с подробным пересказом;
 составлять план изложения или сочинения самостоятельно, логически
последовательно выполнять письменные работы - сочинения, изложения.
Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского)
языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
 определять значение и функции государственного языка и формулировать
значение родного языка в жизнедеятельности;
 проводить морфологический разбор;
 определять главные и второстепенные члены предложения;
 определять способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь, слова
автора;
 соблюдать правила пунктуации при прямой и косвенной речи, цитировании;
 распознавать в тексте чужую речь;
 проводить диалог;
 развивать собственную речь через сочинения: передавать свои воспоминания в
сочинениях-повествованиях, работать по картине (описать местность, портрет,
действие), размышлять по заданной проблемной теме и высказывать свои
мнения в сочинениях-рассуждениях;
 соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях формального
и неформального межличностного общения;
 определять тему и основную мысль текста;
 составлять подробный и краткий план текста;
 извлекать и систематизировать материал на определенную тему;

 определять формы глагола: причастие и деепричастие;
 определять общее грамматическое значение причастия, морфологические
и синтаксические признаки;
 выделять признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме
будущего);
 определять признаки прилагательного у причастия: изменение по родам,
числам и падежам, согласование с существительным;
 определять изменение причастия по времени;
 выделять стоящий после определяемого слова причастный оборот запятыми;
 формулировать понятие о деепричастии: общее грамматическое значение,
морфологические и синтаксические признаки;
 выделять признаки глагола у деепричастия;
 определять формы образования деепричастия;
 использовать в речи отрицательные формы деепричастий;
 составлять предложения с деепричастиями;
 выделять запятыми деепричастный оборот;
 проводить морфологический разбор причастий и деепричастий;
 формулировать понятие о наречии как части речи;
 определять

роль

наречий

в

речи,

его

морфологические

признаки

и синтаксические функции;
 выделять основные группы наречий по значению: наречия образа действия,
меры и степени, места, времени, причины, цели;
 подбирать степени сравнения наречий;
 определять словообразование наречий, словообразование наречий путём
перехода слов из одной части речи в другую правописание наречий;
 проводить морфологический разбор причастий и деепричастий;
 определять

сложные

предложения:

союзные,

предложения;
 выделять знаки препинания в сложных предложениях;

бессоюзные

сложные

 формулировать общее понятие о служебных частях речи;
 определять назначение послелогов в речи;
 владеть наиболее часто употребляемые послелогами в речи;
 формулировать понятие о союзе, их назначении в речи, употребление союзов
для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и
частей текста;
 выделять простые и составные союзы, сочинительные и подчинительные
союзы;
 формулировать

понятие

о

частицах,

её

морфологические

признаки

и синтаксические функции, правописание частиц;
 формулировать понятие о междометии;
 определять основные функции междометий, разряды междометий, знаки
препинания при междометиях;
 определять звукоподражательные слова;
 проводить морфологический разбор подражательных слов, послелогов,
частиц, союзов.

7 класс календарно-тематическэ план

№

Урокым и темэр

С/б

щаджынур

1

Адыгэ алфавитым и тхыдэ.

1

02.09

2

Иджырей адыгэ алфавитыр.Орфографиер

1

06.09

3

Къытегъэзэжыныгъэ. Фонетикэ,
лексикэ,орфографие.

1

09.09

4

Псалъэ къэхъук1э. Морфологие.

1

13.09

5

Псалъэухахэр, абыхэм нагъыщэхэр
зэрыщагъэув щ1ык1эр.

1

16.09

6

Контрольнэ словарный диктант
«Глаголым и наклоненэ»н.73

1

20.09

7

Морфологие.Причастием и мыхьэнэр.

1

23.09

8

Причастие зылэжьрэ зэлэжьрэ

1

27.09

9

Зылэжь причастием и къэхъук1эр.

1

30.09

10

Обстоятельственнэ причастиехэр.

1

04.10

11

Обстоятельственнэ причастиехэм я
къэхъук1эр.

1

07.10

12

Причастие зыгъэзэжхэр.

1

11.10

13

Къызэрапщытэ диктант «Кхъужьей
щ1агъым» н.79

1

14.10

14

Щыуагъэхэм елэжьын. Причастиер
зэманк1э зэхъуэк1азэрыхъур.

1

18.10

15

Причастиер зэманк1э зэхъуэк1азэрыхъур.

1

21.10

16

Прич. падежк1э, бжыгъэк1э зэхъуэк1а
зэрыхъур.

1

25.10

17

Прич. падежк1э, бжыгъэк1э зэхъуэк1а
зэрыхъур.

1

28.10

щаджар

18

Причастнэ оборотыр.

1

08.11

19

Причастиер морф. зэпкърыхыныгъэ

1

11.11

20

Проектнэ лэжь. «Причастнэ оборотыр»

1

15.11

21

Деепричастием и мыхьэнэр

1

18.11

22

Деепричастием и мыхьэнэр

1

22.11

23

Деепричастиер къызэрыхъу щ1ык1эр.

1

25.11

24

Деепричастиер щхьэк1э, бжыгъэк1э
зэхъуэк1а зэрыхъур.

1

29.11

25

Деепричастиер щхьэк1э, бжыгъэк1э
зэхъуэк1а зэрыхъур.

1

02.12

26

Деепричастием и зэман формэхэр.

1

06.12

27

Деепричастнэ оборотыр.

1

09.12

28

Деепричастиер морфололгическэк1э
зэпкъ.

1

13.12

29

Деепричастиер морфололгическэк1э
зэпкъ.

1

16.12

30

Къызэрапщытэ диктант «Аэропортым»

1

20.12

31

Щыуагъэхэм елэжьын. Наречием и
мыхьэнэр.

1

23.12

32

Наречиехэр къызэрыхъу щ1ык1эр.

1

27.12

33

Суффикс-у-//-уэ-к1э плъыфэц1эм
къытек1 наречиехэр

1

30.12

34

Суффикс-у-//-уэ-к1э плъыфэц1эм
къытек1 наречиехэр

1

10.01

35

Суффикс –у-//-уэ-к1э, э, -рэ-к1э
бжыгъэц1эхэм къатек1 бж-наречиехэр

1

13.01

36

Суффикс –у-уэ-к1э,-дэ-к1э ц1эпапщ1эхэм
къатек1 ц1.-наречиехэр

1

17.01

37

Зылэжь, зэлэжь глагол гъэпсык1эхэр

1

20.01

38

Щы1эц1эхэм, плъыфэц1эхэм, наречиехэм
къатек1 наречиехэр.

1

24.01

39

Щы1эц1эхэм, плъыфэц1эхэм, наречиехэм
къатек1 наречиехэр.

1

27.01

40

Изложенэ «Щалэ ц1ык1у хахуэ»н.168

1

31.01

41

Изложенэ «Щалэ ц1ык1у хахуэ»егъэтхын

1

03.02

42

Щы1эц1эхэм, плъыфэц1эхэм, наречиехэм
къатек1 наречиехэр

1

07.02

43

Наречие зэхэлъхэр, абыхэм я тхык1эр.

1

10.02

44

Наречие зэхэлъхэр, абыхэм я тхык1эр.

1

14.02

45

Контрольнэ словарный диктант
«Наречие»н.82

1

17.02

46

Наречиер морфологическэк1э
зэпкърыхыныгъэ

1

21.02

47

Зи щхьэ хущымыт псалъэ
лъэпкъыгъуэхэр. Послелогым и мыхьэнэр

1

24.02

48

Послелогыр морфологическ1э
зэпкърыхыныгъэ.

1

28.02

49

Къызэрапщытэ диктант «Мэзым»

1

02.03

50

Щыугъэхэм елэжьын.
Къытегъэзэжыныгъэ

1

06.03

51

Союзым и мыхьэнэр.

1

09.03

52

Союз зэхэлъхэм я тхык1эр.

1

13.03

53

Союзыр морфологическ1э
зэпкърыхыныгъэ

1

16.03

54

Изложенэ «Медаль» н.184

1

20.03

55

Изложенэ «Медаль» егъэтхын.

1

23.03

56

Частицэм и мыхьэнэр.

1

03.04

57

Проектнэ лэжь. «.Адыгэ хъуэхъу,
ф1эхъус»

1

06.04

58

Междотетием и мыхьэнэр, и тхык1эр.

1

10.04

59

Зи щхьэ хущымыт псалъэ
лъэпкъыгъуэхэм къытегъэзэжын.

1

13.04

60

Зи щхьэ хущымыт псалъэ
лъэпкъыгъуэхэм къытегъэзэжын

1

17.04

61

Адыгэбзэм и псалъэ лъэпкъыгъуэхэр.

1

20.04

62

Адыгэбзэм и псалъэ лъэпкъыгъуэхэр.

1

24.04

63

Дефис(екъуа ц1ык1у) дэту ятх псалъэхэр.

1

27.04

64

Орфограммэ хабзэхэр къызэщ1экъуэжын

1

04.05

65

Къызэрапщытэ диктант «Унэщ1э»н.89

1

08.05

66

Щыуагъэхэм елэжьын.Къытегъэзэжынгъэ.

1

11.05

67

Гъэ псом зэджам къытегъэзэжын

1

15.05

68

Гъэ псом зэджам къытегъэзэжын

1

18.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».