2 кабардино-черкесская литература РП 2023-2024

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение
на родном (кабардино-черкесском) языке».
1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное
чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» (предметная область «Родной
язык и литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке») (далее
соответственно - программа по литературному чтению на родном (кабардиночеркесском) языке, литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке)
разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским) языком,
и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском)
языке.
2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения литературного
чтения на родном (кабардино-черкесском) языке, место в структуре учебного плана,
а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
3. Содержание

обучения

раскрывает

содержательные

линии,

которые

предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального
общего образования.
4. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
на родном (кабардино-черкесском) языке включают личностные, метапредметные
результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования,
а также предметные результаты за каждый год обучения.
5. Пояснительная записка.
5.1. Программа по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском)
языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания
методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному
предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные
методики обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной
образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение
на родном языке» курс направлен на формирование понимания места и роли

литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской
Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей, понимания роли фольклора
и художественной литературы родного народа в создании культурного, моральноэтического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации,
на формирование понимания родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни,
как явления национальной и российской культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире,
национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом
чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации.
Основная идея учебного предмета «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке» состоит в том, что кабардино-черкесская литература
включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной
традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи
подрастающему

поколению,

кабардино-черкесская

литература

устанавливает

тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего национальнокультурной традиции в сознании младших школьников.
Освоение программы по учебному предмету «Литературное чтение»
в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»
(66 часов). Содержание курса «Литературное чтение», реализуемого в период
обучения грамоте, представлено в Федеральной рабочей программе учебного
предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык». Период обучения грамоте
заканчивается к концу 1 класса и раздельного обучения учебных предметов «Родной
(кабардино-черкесский) язык» и «Литературное чтение на родном (кабардиночеркесском) языке» нет. Раздельное изучение учебных предметов «Родной
(кабардино-черкесский) язык» и «Литературное чтение на родном (кабардиночеркесском) языке» начинается со 2 класса.
5.2. В содержание программы по литературному чтению на родном
(кабардино-черкесском) языке выделяются следующие содержательные линии:

виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика,
творческая деятельность обучающихся, круг детского чтения.
5.3. Изучение литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке
направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением
как базовым навыком в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих
умение работать с разными видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора
и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской
деятельности;
развитие

художественно-творческих

эмоциональной

отзывчивости

формирование

эстетического

при

и

чтении

отношения

к

познавательных

способностей,

художественных

произведений,

слову

и

умения

понимать

художественное произведение;
обогащение

нравственного

опыта

младших

школьников

средствами

художественной литературы, формирование нравственных представлений о добре,
дружбе, правде и ответственности, воспитание интереса и уважения к культуре
народов России;
формирование интереса к истории, традиции, искусству своего народа,
а также к жизни и культуре народов России;
ознакомление с детской литературой родного, русского и других народов,
формирование патриотизма и чувства любви к своей Родине и народу.
5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения
на родном (кабардино-черкесском) языке, - 102 часа: во 2 классе - 34 часа
(1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа
(1 час в неделю).
6. Содержание обучения во 2 классе.
6.1. «IуэрыIуатэ - дыщэ пхъуантэ» («Фольклор - золотой ларец»).

Къуажэхьхэр (Загадки). Псалъэжьхэр (Пословицы). ПсынщIэрыпсалъэхэр
(Скороговорки). Нэщэнэхэр (Приметы). ДжэгукIэхэр (Игры и забавы). Таурыхъхэр,
псысэхэр (Сказки): «Дыгъужьыр, бажэр, адакъэр»

(«Волк,

лиса,

петух»),

«Аслъэнымрэ дзыгъуэмрэ» («Лев и мышь»), «Мыщэмрэ Бажэмрэ» («Медведь
и лиса»), «Бажэмрэ Кърумрэ» («Лиса и журавль» (русская народная сказка
в обработке А. Афанасьева, перевод Х. Кармокова)).
6.2. «Бжьыхьэ дыщафэ» («Золотая осень»).
Бжьыхьэ (Осень). П. Хатуев, стихотворение «КIэпхъ» («Белка»). Б. Карданов,
рассказ «Хьэту цIыкIурэ Жэмалрэ жыг зэрагъэкIар»

(«Как Жамал и Хату

выращивали деревья»). Б. Кагермазов, стихотворение «Ди кхъужьейр» («Наши
грушевые деревья»). Х. Абитов, стихотворение «Бжьыхьэ» («Осень»). А. Браев,
рассказ «Мэз лъапэм» («У лесной опушки»). З. Налоев, стихотворение «Бжьыхьэр
бейщ» («Богатая осень»).
6.3. «Ди ныбжьэгъуфI псэущхьэхэр» («Наши друзья - животные»).
В. Абитов, стихотворение «Си бажэ» («Моя лиса»). Х. Кармоков, сказка
«Хьэмрэ Мыщэмрэ» («Собака и Медведь»). Б. Жанимов, стихотворение «Къуалэбзу
пшыналъэ» («Птичья мелодия»). А. Куантов, рассказ «Джэджьейм и Iэмалыр»
(«Изворотливый цыпленок»). А. Черкесов, стихотворение «Парийрэ КIущэрэ»
(«Парий и Куша»). М. Кештов, стихотворение «Шырэ» («Шырэ»). Б. Кагермазов,
стихотворение «Цыжьбанэ» («Ёжик»).
6.4. «ЩIымахуэр щIыIэми, зэман дахащэщ» («Люблю природу зимой»).
Дыкъэзыухъуреихь дуней. Япэ уэс (Окружающий мир. Первый снег).
Л. Афаунов, стихотворение «ЩIымахуэ» («Зима»). Ф. Казанова, стихотворение
«ГуфIэгъуэ» («Радостное событие»). Б. Карданов, рассказ «Уэсыр джэдыгущ»
(«Снег - покрывало»). Б. Журтов, рассказ «Бацэ». («Бацэ»). А. Шогенцуков,
стихотворение «ИлъэсыщIэ» («Новый год»). Б. Жанимов, рассказ «БзуупцIэ»
(«Чёрный дрозд»).
6.5. «Лэжьыгъэр гуфIэгъуэщ» («Труд - радость»).
Л. Афаунов, стихотворение «ЩIылъэмрэ уафэмрэ» («Земля и небо»).
П. Кажаров, стихотворение «IэщIагъэлI» («Специалист»). Х. Гяургиев,

рассказ

«Нанэ» («Нана»). Б. Кагермазов, стихотворение «Бжэндэхъухэр згъэгуфIэнщ»
(«Обрадую

скворцов»).

А. Ханфенов,

рассказ

«Дыкъуэнагъ

насыпыфIэ»

(«Счастливый Джыкъуэнагъ»). З. Налоев, рассказ «Зулий и жыг» («Деревце Зулий»).
О. Хашукоев, стихотворение «Хэт ар?» («Кто это?»). Б. Карданов, рассказ
«Ныбжьэгъу пэж» («Верный друг»).
6.6. «Хэкум дрогушхуэ!» («Мы гордимся своей Родиной!»).
Ди Хэкур (Наша Родина). У. Ногмов, стихотворение «Къалэм сыщохьэщIэ»
(«В гостях в городе»). А. Шогенцуков, стихотворение «Сабиигъуэ» («Детство»).
А. Шоров, стихотворение «Сыт насыпыр?» («Что такое счастье?»). М. Губжев,
рассказ «Пщэдджыжьыр къуажэм» («Утро в селе»). М. Ахметов, стихотворение
«СощI сурэт» («Я рисую»).
6.7. «Къытхуеблагъэ, гъатхэ!» («Добро пожаловать, весна!»).
«ХъыбарегъащIэ» («Оповещение»). Л. Афаунов, стихотворения «Гъатхэр
къэсыжащ» («Весна вернулась»), «Гъатхэ» («Весна»). Б. Карданов, рассказ «Си
мамэ дыщэ» («Моя золотая мама»). З. Налоев, рассказ «Лиуан и бдзэжьей ещэкIар»
(«Как Лиуан ловил рыбу»). П. Кажаров, стихотворение «Си мамэ» («Моя мама»).
Л. Шогенов, стихотворение «Хьэсэн» («Хасан»). Л. Бозиев, рассказ «МыIэрысэ
дыщафэхэр» («Золотистые яблоки»).
6.8. «Гъэмахуэ тхъэжыгъуэ» («Летнее изобилие»).
Б. Аброкова, рассказ «Бжьэпэм» («У обрыва»). М. Кештов, стихотворение «Жыгхэр
мэIущащэ» («Шепот деревьев»). К. Ушинский, рассказ «Мэз цIыкIум» («В лесу»)
(Перевод А. Гергова). Б. Кагермазов, стихотворение «Псы цIыкIу» («Ручеек»).
7. Содержание обучения в 3 классе.
7.1. Псалъапэ (Введение).
Х. Шоров, стихотворение «Тхылъым и лъэIу» («Просьба учебника»).
А. Шомахов, стихотворение «Ди хэкур» («Наша Родина»). Б. Кагермазов,
стихотворение «Сабий уэрэд» («Песенка для детей»). Л. Канаметова, рассказ
«Ди щIыналъэр» («Наш край»).
7.2. Адыгэ IуэрыIуатэ (Адыгское устное народное творчество).
Псалъэжьхэр (Пословицы). Къуажэхьхэр (Загадки). ПсынщIэрыпсалъэхэр

(Скороговорки).

Предание

«Насып»

(«Счастье»).

Сказка

«ШыкъумцIий»

(«Шикумций»).
7.3. Литературнэ псысэхэр (Литературные сказки).
А. Кешоков «Бажэ пшынэ» («Лисья гармонь»). З. Жириков «Дыгъужь кIэн»
(«Волчья кость»).
7.4. «Бжьыхьэ» («Осень»).
А. Шогенцуков,

рассказ

«Бжьыхьэ»

(«Осень»).

С. Жилетежев,

стихотворение «Бжьыхьэ хадэ» («Осенний сад»). С. Хахов, рассказ «Щыхьым
и жыг» («Дерево Шихым»). Л. Афаунов, стихотворение «ХъумпIэцIэдж»
(«Муравей»).

Б. Тхамоков,

рассказ

«ТIрашэрэ мыIэрысеймрэ»

(«Траша

и яблоня»).
7.5. «Дыкъэзыухъуреихь дуней» («Мир вокруг нас»).
М. Шебзухов, рассказ

«Мэзым»

(«В

лесу»).

А. Куантов,

рассказ

«ТхьэкIумэкIыхь шырымрэ блэмрэ» («Зайчонок и змея»). Б. Кагермазов,
стихотворение «Ди мэзым» («У нас в лесу»). Б. Журтов, рассказ «Джэджьей
щ1ыху ц1ык1у» («Синий цыпленок»). А. Щогенцуков, стихотворение «КIущэ
нагъуэ» («Сероглазый Куша»).
7.6. Сабийхэм я хьэл-щэныр (Поведение и характер детей).
Л. Афаунов, стихотворение «Абу цIыкIу» («Маленький Абу»). З. Налоев,
стихотворение «ПцIы бупсмэ, уи пэжри я фIэщ хъужыркъым» («Соврав
однажды,

теряешь

доверие»).

Х. Хавпачев,

рассказ «Умышынэ, дадэ»

(«Не бойся, дедушка). Л. Шогенов, стихотворение «Дадэ и нэгъуджэ»
(«Дедушкины очки»). Х. Кауфов, рассказ «ЦIыхугъэм и къалэныр» («Значение
человечности»).
7.7. «Щ1ымахуэ» («Зима»).
Л. Афаунов, стихотворение «Япэ уэс» («Первый снег»). Б. Тхамоков,
рассказ

«Бзу»

(«Птица»).

А. Ханфенов,

стихотворение

«ГуфIэгуэш».

(«Раздающий радость»). С. Жилетежев, рассказ «ЩIымахуэ пщэдджыжь».
(«Зимнее утро»). В. Бианки, рассказ «БажапцIэ». («Чернобурая лиса») (Перевод
Х. Кармокова)) Ф. Малаева, рассказ «Уэсгуащэм и удз гъэгъахэр». («Цветы для

Снежной Королевы»).
7.8. «Лэжьыгъэм цIыхур егъэлъапIэ» («Труд возвышает человека»).
Предание «Iуэху цIыкIу щыIэкъым…» («Маленьких дел не бывает…»).
Сказка «Дыщэ сом» («Золотая монета»). Б. Мазихов, рассказ «Уэт лIы!» («Вот
мужчина!»).

М. Дабагов,

стихотворение

«ПхъащIэ

цIыкIу»

(«Маленький

плотник»). А. Гергов, стихотворение «ПIытIэ щхьэхынэ» («Ленивый Пита»).
А. Шомахов, стихотворение «ЩIалэфI» («Хороший парень»). С. Хахов, рассказ
«Iущ цIыкIу» («Смышленный»). Р. Хагундоков, стихотворение «Космонавт
цIыкIу» («Маленький космонавт»).
7.9. «Гъатхэ» («Весна»).
А. Ханфенов, рассказ «КъэхутакІуэ цІыкІу» («Маленький изобретатель»).
Дж. Хаупа, стихотворение «Гъатхэ» («Весна»). Х. Кунижева, рассказ «Март
мазэ» («Месяц Март»). Х. Шогенов, стихотворение «Гъатхэ нэщэнэ» («Примета
весны»).

А. Мезов,

стихотворение

«Мыщэ

жейнэд»

(«Медведь

соня»).

М. Кештов, рассказ «Бжэндэхъу анэ» («Случай у гнезда»). И. Хакунов,
стихотворение «Гъатхэ махуэ» («Весенний день»). Р. Ацканов, стихотворение
«Пшэхэр» («Тучи»).
7.10. «Хэкур хъумэныр къалэн лъапIэщ» («Защита Родины - святая
обязанность»).
А. Кешоков, стихотворение «Зеич лантIэ» («Гибкая кизиловая веточка»).
Л. Канаметова, рассказ «Майм и 9-р ТекIуэныгъэм и махуэшхуэщ» («9 мая День Победы»). Б. Карданов, рассказ «Лалинэ» («Лалина»). Б. Кагермазов,
стихотворение «Сэ зауэлIым сеупщIат» («Я спрашивал у солдата»). К. Эльгаров,
стихотворение «ТекIуэныгъэм и махуэшхуэ» («Великий День Победы»).
7.11 «Гъэмахуэ» («Лето»).
Х. Кармоков, рассказ «Лъэпщокъуэ и бжьэхэр» («Пчелы Тлепшоко»).
Б. Журтов, рассказ «Гуэлым» («На озере»). Б. Тхамоков, рассказ «Хьэрун дадэрэ
ТIалэ цIыкIурэ» («Дед Харун и маленький Таля»). М. Куготов, стихотворение
«СурэтыщI» («Художник»). С. Хахов, рассказ «Къалэм къикIа щIалэ цIыкIу»
(«Мальчик, приехавший из города»). Къуажэхьым и сыхьэт (Отгадываем

загадки). По сказке А. Кешокова, пьеса «Бажэ пшынэ («Лисья гармонь»).
У. Ногмов, стихотворение «Iэгъуапэ нэщI» («Пустой рукав»). Б. Балкизов,
стихотворение «Дыгъэ» («Солнце»).
9. Содержание обучения в 4 классе.
9.1. Адыгэ IуэрыIуатэ (Адыгское устное народное творчество).
Сказки «ЛIымрэ жыгымрэ» («Мужик и дерево»), «ПцIащхъуэ цIыкIу»
(«Ласточка»), «Мыщэ и къуэ Батыр» («Батыр - сын Медведя»), «Хэт и хъупIэ?»
(«Чье пастбище?»).
9.2. «Бжьыхьэ дыщафэ» («Золотая осень»).
Б. Карданов, рассказ «Пхъэхуей жыгыр» («Береза»), Ф. Малаева, рассказ
«Тхьэмпэ
«Бжьыхьэ»

пыхужыгъуэ»
(«Осень»).

(«Пора

листопада»).

И. Хакунов,

З. Тхагазитов,

стихотворение

стихотворение

«Бжьыхьэр

къихьащ»

(«Наступила осень»). Б. Кагермазов, рассказ «Iэмал» («Способ»).
9.3. «ЩIымахуэ» («Зима»).
З. Налоев, рассказ «ЩIымахуэм» («Зимой»). А. Оразаев, стихотворение
«ЩIымахуэ» («Зима»). Б. Журтов, рассказ «Лъэрыжэ» («Коньки»). Б. Кагермазов,
стихотворение «ИлъэсыщIэ» («Новый год»). Ф. Малаева, рассказ «ЩIымахуэ
пхъэщхьэмыщхьэхэр» («Зимние ягоды»). М. Озов, рассказ «Джэгунми пIалъэ иIэщ»
(«И у отдыха есть пора»).
9.4. «Зэныбжьэгъуныгъэ» («Дружба»).
З. Налоев, рассказ «Iэпэзадэ» («Неумелый»). Л. Бозиев, рассказ «ТIум тIу
хэплъхьэмэ» («К двум прибавить два»). Х. Кармоков, рассказ «Ныбжьэгъу уиIэну
ухуеймэ» («Если хочешь иметь друзей»). Х. Шекихачев, рассказ «Сыт джэдум шха
енэужь зыщIитхьэщIыр?» («Почему кот умывается после еды?»). Б. Кагермазов,
стихотворение «Щихум и жэуап» («Ответ тополя»).
9.5. «Ди Хэкур» («Наша Родина»).
Л. Бозиев,

рассказ

«Хъерлы

зыгъэпIейтейр»

(«Беспокойство

Херлы»).

С. Хахов, рассказ «Дэшхуей тхьэмпэ» («Листья орешника»). Б. Ашижев, рассказ
«Сыадыгэщ» («Я - черкес»). А. Ханфенов, стихотворение «Сэ Хэку, уэращ

си гъащIэр» («Моя Родина, ты моя жизнь»). Б. Гедгафов, стихотворение «Адэжь
щIыналъэ» («Земля отцов»).
9.6. «Гъатхэ» («Весна»).
А. Шогенцуков,

стихотворение

«Гъатхэ»

стихотворение

«Гъатхэпэ»

(«Март»).

теплъэгъуэхэр»

(«Весенние

зарисовки»).

(«Весна»).

А. Шогенцуков,
А. Мукожев,

Л. Губжоков,

рассказ

«Гъатхэ

стихотворение

«Анэ»

(«Мать»).
9.7. «Щремыıэ зауэ!» («Пусть не будет войны!»).
А. Шомахов, Рассказ «Мишэ и анэр къигъуэтыжащ» («Как Миша нашёл свою
мать»). А. Бицуев, стихотворение «Сурэт» («Фотография»). З. Налоев, рассказ
«Бжьыхьэ мэзым къыщыхъуар» («Случай в осеннем лесу»).
9.8. «Псэущхьэхэмрэ къэкIыгъэхэмрэ» («Животные и растения»).
Б. Балкизов, стихотворение «СиIэщ сэ жыг цIыкIу» («У меня есть деревце»).
Б. Журт,

р а ссказ

(«Письмо»).

«Мэзым»

А. Куантов,

(«В

лесу»).

рассказ

«Щыхь

Ф. Баксанова,
хьэщIэ».

р ассказ «Письмо»

(«Олень

в

гостях»).

По Х. Кармокову, рассказ «Дэтхэнэр нэхъ лъагэ?» («Кто выше?»).
9.8. «Сабиигъуэм и лъахэ» («Страна детства»).
Х. Кодзоков,

рассказ

«Блулэ»

(«Блула»).

Х. Кажаров, стихотворение

«Къалэдэс» («Горожанин»). Х. Понежев, рассказ «Лъапсэ быдэ» («Крепкие корни»).
Х. Гяургиев, рассказ

«Нэмыс» («Пристойность»). Б. Утижев,

стихотворение

«КхъыIэ, иIэ» («Давай-ка»).
9.9. «Гъэмахуэ» («Лето»).
Р. Ацканов

стихотворение

«БжьаIуэм»

стихотворение «МэракIуэхьэ» («За ягодами»).

(«На

пасеке»).

Б. Тхамоков,

рассказ

Х.Кунижева,
«Гъэмахуэ»

(«Лето»). А. Сонов, стихотворение «Пшэ цIыкIу» («Облачко»). Г. Скребицкий,
рассказ «КIыгуугу макъ» («Зов кукушки») (Перевод Ф. Малаевой).
10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
на родном (кабардино-черкесском) языке на уровне начального общего образования.

10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (кабардиночеркесском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе
через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью
истории и культуры страны;
 проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов
в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества
народов России;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
в том числе при работе с художественными произведениями;
 уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
2) духовно-нравственного воспитания:
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния и чувств);
 осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
 выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных
по эмоциональной окраске;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:



уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной

культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;


стремление

к

самовыражению

в

разных

видах

художественной

деятельности;
4) физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и эмоционального благополучия:


соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения
на родном (кабардино-черкесском) языке;



бережное

отношение

к

физическому

и

психическому

здоровью,

проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения
и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
5) трудового воспитания:


осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из художественных произведений);
6) экологического воспитания:



бережное отношение к природе посредством примеров из художественных
произведений;



неприятие действий, приносящих ей вред;
7) ценности научного познания:



ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной
картине мира, понимание важности слова как средства создания словеснохудожественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;



потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии
средствами кабардино-черкесской литературы, развитие познавательного

интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
познании произведений фольклора и художественной литературы.

10.2. В результате изучения литературного чтения на родном (кабардиночеркесском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы

познавательные

универсальные

учебные

действия,

коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:


сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов,
устанавливать аналогии текстов;



объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;



определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам;



находить

закономерности

и

противоречия

при

анализе

сюжета

(композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий
(сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;



выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма;



устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного
и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев.
10.2.2. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:


с помощью учителя формулировать цель;



сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);



выполнять по предложенному плану проектное задание;



формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов

проведенного

анализа

текста

(классификации,

сравнения,

исследования);


прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
10.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать

с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:


выбирать источник получения информации: словарь, справочник;



согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
(словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;



распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью
словарей, справочников);



соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных
представителей)

правила

информационной

безопасности

при

поиске

информации в сети Интернет;


анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую,
информацию в соответствии с учебной задачей;



понимать

информацию,

зафиксированную

в

виде

таблиц,

схем,

самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
10.2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:


воспринимать

и

формулировать

суждения,

выражать

эмоции

в

соответствии


с целями и условиями общения в знакомой среде;



проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;



признавать возможность существования разных точек зрения;



корректно и аргументированно высказывать свое мнение;



строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;



создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные
(повествование) тексты;



готовить небольшие публичные выступления;



подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
10.2.5. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:


планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;



выстраивать последовательность выбранных действий.
10.2.6. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:


устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;



корректировать свои учебные действия для преодоления речевых
ошибок.
10.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной

деятельности:


формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на

основе

предложенного

формата

планирования,

распределения

промежуточных шагов и сроков;


принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать
действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы);



проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;



ответственно выполнять свою часть работы;



оценивать свой вклад в общий результат;



выполнять совместные проектные задания по литературному чтению
на родном (кабардино-черкесском) языке с опорой на предложенные образцы.

10.3. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(кабардино-черкесском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся
научится:
 читать целыми словами или выражениями вслух, постепенно увеличивая
 скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
 читать

про

себя

в

процессе

первичного

ознакомительного

чтения,

выборочного и смыслового чтения;
 строить короткое монологическое высказывание (краткий или развернутый
ответ на вопрос учителя);
 слушать

собеседника

(учителя,

одноклассника

и

другие),

дополнять

прозвучавшие ответы новым содержанием;
 работать в паре (малой группе) над элементарным анализом прочитанного
произведения;
 составлять модели речи типов описание, рассказ;
 пополнять активный словарный запас;
 оценивать и характеризовать героев произведения;
 выделять части текста по предложенному плану;
 моделировать свою речь по типу сказки;
 наблюдать за развитием сюжета в произведении;
 выявлять авторское отношение к персонажам, их поведению;
 составлять план прозаического произведения;
 называть имена 2-3 классиков и современных детских авторов кабардинской
литературы;
 знать

названия

изученных

произведений,

кратко

пересказывать

их

содержание;
 читать наизусть 5-6 несложных стихотворений (по выбору).
10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(кабардино-черкесском) языке». К концу обучения в 3 классе обучающийся
научится:

 читать

про

себя

в

процессе

первичного

ознакомительного

чтения,

повторного просмотрового чтения, выборочного и смыслового чтения;
 отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного текста;
 составлять

самостоятельно

вопросы

по

содержанию прослушанного

или прочитанного текста;
 использовать выразительные средства языка в собственном монологическом
высказывании;
 выявлять

особенности

кабардинского

речевого

этикета

и

понимать

их, использовать средства речевого этикета в общении;
 называть имена писателей и поэтов - авторов изученных произведений,
перечислять названия их произведений и кратко пересказывать содержание
текстов;
 составлять план собственного монологического высказывания, соблюдать его
связность и логичность;
 слушать

высказывания

собеседника,

отвечать

на

его

вопросы

и аргументировать свою точку зрения;
 находить в прочитанном тексте нужную информацию;
 читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору).
10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(кабардино-черкесском) языке». К концу обучения в 4 классе обучающийся
научится:
 разбивать текст на смысловые части и озаглавливать каждую часть;
 устанавливать причинно-следственные связи в тексте;
 воспроизводить текст с опорой на ключевые слова;
 пересказывать содержание основных литературных произведений, изученных
в классе, называть их авторов;
 обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое,
подтверждать

высказывание

из произведения;

фрагментами или отдельными

строчками

 использовать в речи средства кабардинского речевого этикета;
 самостоятельно выбирать книги в библиотеке с целью решения разных задач
(чтение согласно рекомендованному списку, подготовка устного сообщения
на определённую тему);
 общаться в малых группах, высказывать оценочные суждения о героях
прочитанных

произведений

и

тактично

воспринимать

мнения

одноклассников;
 читать наизусть 8-10 стихотворений разных авторов (по выбору);
 работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слов в текст;
 произведения,

определять

случаи

многозначности),

целенаправленно

пополнять активный словарный запас;
 самостоятельно работать с разными источниками информации (включая
словари и справочники разного направления).

2 класс календарно-тематическэ план
№

Урокым и темэр

Сыхь.бж.

1

Къэжэр
П
«Сабиигъкэ»
Хьэц1ык1у Хь. «Ныбжьэгъу пэж.

1

06.09

2

Джэрыджэ А. «Адчгэбзэ»

1

13.09

3

!уэры1уатэ.Къуажэхъхэр.Псалъэжьхэр.

1

20.09

4

Псынщ1эрыпсалъэхэр.Нэщэнэхэр
Сабий джэгук1эр.

1

27.09

5

Таурыхъхэр,псысэхэр.Дыгъужь.,бажэр,
адакъэр. Аслъэгымрэдзыгъуэмрэ.

1

04.10

6

Мыщэмрэ бахэмрэ. Бажэмрэ кърумрэ.

1

11.10

7

Тест. лэжь. Бхьыхьэ дыщафэ.Бжьыхьэ.

1

18.10

8

Хьэту П. «К1эпхъ» Къардэн Б. «Хьэту
ц1ык1урэ Жэмалрэ жыг зэрагъэк1ар.

1

25.10

9

Къагъырмэс Б. «Ди
Абат1э Хь. «Бжьыхъэ»

кхъужьейр»

1

08.11

10

Брай А. «Мэз лъапэм»
Нало З.
Бжьыхьэр бейш»(Гъэк1эщ1ауэ)

1

15.11

11

Сочиненэ «Си ныбжьэгъу пэж»

1

22.11

12

Ди
ныбжьэгъуф1
псэущхьэхэр.
Абыт1э В. «Си бажэ» «Хьэмрэ
мыщэмрэ»

1

29.11

13

Жэным Б.
Нэщэнэхэр.

пшыналъэ»

1

06.12

14

К1уант1э !. «Джэджьеим и 1эмалыр.
ШэрджэсА. «Парийрэ К1ущэрэ»

1

13.12

15

К1эщт
М.
Уъагъырмэс Б. «Цыжьбанэ»

1

20.12

16

Зыкъэпщытэж.

1

27.12

17

Проектнэ лэжьыгъэ. Щ1ымахуэр
щ1ы1эми, зэман дахащэщ. Япэ уэс.

1

10.01

18

Аф1эунэ
Л.
Щ1ымахуэ зэманыр»

1

17.01

«Къуалэбзу

«Шырэ»

«Щ1ымахуэ»

Щестынур Щестар

19

Къвзвн
Ф.
«Гуф1эеъуэ»
Къардэн Б. «Уэсыр джэдыгущ»

1

24.01

20

Журт
Б.
Жаным Б. «Бзуупц1э»

«Бацэ»

1

31.01

21

Щоджэнц1ык1у
1.
«Илъэсыщ1э»
Тест..«Сыт уи псэук1э щ1ымахуэ бзу»

1

07.02

22

Лэжьыгъэр гуф1эгъуэщ.
«Щ1ылъэмрэ уафэмрэ»

Аф1эунэ Л.

1

14.02

23

Джаурджий
Хь.
«Нанэ»
Хьээнф1эн А. «Дыкъуэнагънасыпыф1э

1

21.02

24

Нало
З.
«Зулий
и
Къардэн Б. «Ныбжьэгъу пэж»

жыг»

1

28.02

25

Хэкум
дрогушхуэ.
Ди
Хэкур.
Нэгумэ У. «Къалэм сыщохьэщ1э»

1

06.03

26

Шорэ
А.
«Сыт
насыпыр?»
Гъубж М. «Рщэдджыжьыр къуажэм»

1

13.03

27

Къытхуеблагъэ
,гъатхэ!
Аф1эунэ Л. «Гъатхэр къэсыжащ»

1

20.03

28

Къардэн Б. «Си мамэ дыщэ»
Нало З. «Лиуан и бдзэжьей ещэк1эр»

1

03.04

29

Къэжэр
П.
«Си
Щоджэн Л. «Хьэсэн»

мамэ»

1

10.04

30

Аф1эунэ
Л.
«Гъатхэ»
Бозий Л. «Мы1эрысэ дыщафэхэр»

1

17.04

31

Щамырзэ 1. «Нанэ»
Бзэгъэбзэрабзэ
Щхъуэк1эплъык1эхэр.

1

24.04

32

Сочиненэ «Си унагъуэр»

1

08.05

33

Зыкъэпщытэж.

1

15.05

34

Гъэмахуэ тхьэжыгъуэ.

1

22.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».