РП 2 класс кабардино-черкесский язык

Образовательная программа по учебному предмету
«Адыгэ тхыбзэ» (Кабардино-черкесский язык «родной))
1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной
(кабардино-черкесский) язык» (предметная область «Родной язык и литературное
чтение на родном языке») (далее соответственно - программа по родному
(кабардино-черкесскому)

языку,

родной

(кабардино-черкесский)

язык,

кабардино-черкесский язык) разработана для обучающихся, владеющих родным
(кабардино-черкесским) языком, и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесскому) языку.
2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного
(кабардино-черкесского) языка, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
3. Содержание

обучения

раскрывает

содержательные

линии,

которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования.
4. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесскому)

языку

включают

личностные,

за весь период обучения на уровне

метапредметные

результаты

начального общего образования,

а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
5. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
5.1. Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку разработана
с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы
по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в
образовании и активные методики обучения.
На уровне начального общего образования изучение родного (кабардиночеркесского)

языка

имеет

особое

значение

в

развитии

обучающегося.

Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных
действий

на материале родного (кабардино-черкесского) языка станут фундаментом
обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Родной

(кабардино-черкесский)

язык

как

средство

познания

действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать
информацию

из

различных

текстов,

навыки

самостоятельной

учебной

деятельности.
Учебный
значительным

предмет

родной

потенциалом

в

(кабардино-черкесский)
развитии

язык

функциональной

обладает

грамотности

обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная,
читательская, общекультурная и социальная грамотность.
В условиях билингвальной среды важнейшей миссией изучения родного
языка является единство осознания его национальной ценности и толерантного
отношения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации.
В

ходе

использование

изучения
материалов

родного

кабардинского

кабардино-черкесской

языка

предполагается

литературы,

истории

и

культуры адыгов, установление межпредметных связей с изучаемыми курсами
(«Русский язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном
языке», «Окружающий мир» и другими).
5.2. В содержании программы по родному (кабардино-черкесскому) языку
выделяются три содержательные линии:
 первая содержательная линия обеспечивает наблюдение за употреблением
языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования
языковых единиц в учебных и практических ситуациях, формирование
первоначальных представлений о нормах современного кабардиночеркесского литературного языка, развитие потребности обращаться к
нормативным словарям современного кабардинского литературного языка
и совершенствование умений пользоваться словарями, ведущий компонент
данной содержательной линии - работа с текстами: развитие умений

понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные
тексты разных типов;
 вторая содержательная линия связана с совершенствованием четырёх
видов

речевой

деятельности

в

их

взаимосвязи,

развитием

коммуникативных навыков обучающихся (умениями определять цели
общения, адекватно участвовать в речевом общении);
 третья содержательная линия направлена на изучение национальнокультурной специфики родного языка, на знакомство с нормами
кабардинского речевого этикета;
5.3. Изучение

родного

(кабардино-черкесского)

языка

направлено

на достижение следующих целей:
 формирование первоначальных представлений о языке как основе
национального самосознания, о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России;
 понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения,
осознание значения кабардинского языка как государственного языка
Кабардино-Балкарской Республики;
 овладение

первоначальными

представлениями

о

нормах

родного

литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и
правилах речевого этикета, умение ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства
для успешного решения коммуникативных задач;
 овладение умением использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач, овладение умением наблюдать
за

функционированием

языковых

единиц,

анализировать,

классифицировать и оценивать языковые единицы с точки зрения
особенностей картины мира, отраженной в языке;

 овладение умением работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
 формирование представлений о родном языке как духовной, нравственной
и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия
родного

языка,

формирование

познавательного

интереса,

любви,

уважительного отношения к родному языку, а через него - к культуре
своего народа, воспитание уважительного отношения к культурам и
языкам народов России;
 овладение

кабардино-черкесским

языком

на

элементарном

уровне

и формирование первоначальных коммуникативных умений и культуры
речи, обеспечивающих владение родным литературным языком в разных
ситуациях

его

использования,

грамматического

строя

речи,

самосовершенствованию,
исследовательской

работы

обогащение
развитие

потребности

приобретение
по

словарного

запаса

к

речевому

практического

родному

языку,

и

опыта

воспитание

самостоятельности в приобретении знаний, овладение основными видами
речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах
современного русского литературного языка: аудированием, говорением,
чтением, письмом;
 развитие

функциональной

грамотности,

готовности

к

успешному

взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного
(кабардино-черкесского) языка, - во 2 классе-68 часов (2 часа в неделю),
6. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
6.1. Для чего нужна речь? Язык и речь - общие черты и различия. Общение.
Текст, предложение, слово. Тема, главная мысль текста, заголовок по теме
или по главной мысли. Виды текстов: описание, повествование и рассуждение.
Звуки и буквы. Текст (виды текстов, предложение, слово).

6.2. Звуки и буквы.
 Гласные звуки и буквы. Гласные звуки. Развитие речи. Рассказ по картинке
«Экскурсия в лес». Согласные звуки. Слог. Перенос слова. Звук э.
Согласные звуки пI, тI. Правописание букв п и т вместо звуков [пI] и
[тI], которые слышатся перед звуками [кI] [кIу] [къ] [къу] [лI] [тI] [фI] [щI]
[цI]

[I]

[Iу].

Разделительный

ы

в слове. Буква у. После буквы у буква ы не пишется. Буква и. Буква е.
Буква э. Буквы ю, я. Буква ё. Звонкие и глухие согласные. Звуко-буквенный
разбор слова. Сложносоставные буквы алфавита. Ударение. Алфавит.
 Устный рассказ «Приглашаю в город Нальчик». Рассказ-описание «Осень»:
(приметы осени, как не простудиться, что нравится, и что нет в этом
времени года). Контрольное списывание.
6.3. Слово.
 Слова, обозначающие собственные и нарицательные имена. Заглавная
буква в именах и фамилиях, в кличках животных. Названия сёл, улиц, рек с
заглавной буквы. Однозначные и многозначные слова. Слова, которые
отвечают на вопрос «хэт?» («кто?»), «сыт?» («что?»). Слова, которые
отвечают на вопрос «сыт хуэдэ?» («какой?»). Слова, которые отвечают на
вопрос «сыт ищIэр?» («что делать?»)
 Проектное задание «Государственные символы России и КабардиноБалкарской Республики». Практическая работа (подготовка статьи в
детский журнал «Нур»). Устный рассказ «Мои любимые занятия». Устный
рассказ «Как я помогаю маме».
6.4. Послелоги.
6.5. Корень слова. Однокоренные слова.
Речевой этикет «Приветствие».
6.6. Предложение.
 Речь состоит из предложений. Главные члены предложения. Виды
предложения

по

цели

высказывания.

Сравнение

предложений

по

интонации.

Связь

слов

в

предложении.

Распространённые

и

нераспространённые предложения
 Обучающее изложение «Друзья». Устный рассказ «Мой родной язык».

7. Планируемые результаты освоения программы по родному
(кабардино-черкесскому) языку на уровне начального общего
образования.
7.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на
уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение родного (кабардино-черкесского) языка, являющегося
частью истории и культуры страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание статуса родного (кабардино-черкесского) языка в Российской
Федерации и в субъекте;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
в том числе при работе с учебными текстами;
 уважение к своему и другим народам России;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через
работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
 признание индивидуальности каждого человека;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния и чувств);
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:
 уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной

культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своегои других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности
родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и эмоционального благополучия:
 соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в
процессе языкового образования;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор
приемлемых

способов

речевого

самовыражения,

соблюдение

норм

речевого этикета;
5) трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям
6) экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы
над текстами;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представление о системе родного (кабардино-черкесского)
языка);
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к
изучению родного (кабардино-черкесского) языка).

7.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на
уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные

универсальные

учебные

действия,

коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, умения совместной деятельности.
7.2.1. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
 сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания
для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых
единиц,

сравнивать

языковые

единицы

и

явления

родного

с языковыми явлениями русского языка;
 объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых единиц,
классифицировать предложенные языковые единицы;
 находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма;
 устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
7.2.2. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового
объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);

 выполнять по предложенному плану проектное задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов

проведенного

наблюдения

за

языковым

материалом

(классификации, сравнения, исследования);
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
7.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
 выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
 согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
(словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (с
помощью словарей, справочников);
 соблюдать

с

помощью

взрослых

(учителей,

родителей,

законных

представителей) правила информационной безопасности при поиске
информациив информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ;
 анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 самостоятельно

создавать

схемы,

таблицы

для

представления

лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию,
зафиксированную в виде таблиц, схем.
7.2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
 воспринимать

и

формулировать

суждения,

выражать

эмоции

в

соответствиис целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать

устные

и

письменные

тексты

(описание,

рассуждение,

повествование);
 готовить небольшие публичные выступления;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
7.2.5. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
7.2.6. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых
и орфографических ошибок.
7.2.7. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

совместной деятельности:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуациина основе предложенного формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать
действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать
процесси результат совместной работы);
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.

Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка.
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
 определять существенные признаки предложения: законченность мысли
и интонацию;
 сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации
(без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию,
(мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки препинания в конце
предложения;
 восстанавливать деформированные предложения;
 анализировать

текст

с

нарушенным

порядком

предложений

и восстанавливать их последовательность в тексте;
 понимать тему и главную мысль текста, озаглавливать текст по его теме
или по его главной мысли;
 составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам, составлять текст
по его началу и по его концу;
 распознавать

тексты

разных

типов:

описание,

повествование

и

рассуждение;
 составлять

небольшие

повествовательные

и

описательные

тексты

на близкую жизненному опыту обучающихся тему (после предварительной
подготовки);
 характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове
по заданным параметрам;
 определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать
и классифицировать слова по слоговому составу;
 переносить часть слова по слогам, соблюдать правила переноса:
не оставлять одну букву на строчке и не переносить одну букву на другую
строчку, не делить специфические сложносоставные буквы, при этом
можно оставлять сложносоставную букву с компонентом у (ху, гу, гъу,
хъу,кхъу и так далее) одну на строке, если при чтении слышится звук [ы];

обозначать звуки [э], [йы], [йэ] в начале слова буквами а, и, е;
 определять буквы э (русск.), ю, ё в заимствованных словах;
 устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах
с йотированными гласными е, и в начале слова и ё, ю, я;
 различать в слове букву у, определять случаи, когда она обозначает
гласный звук, а когда согласный звук не писать после согласной у букву ы;
 определять разделительный ы перед у в словах къыу, сэхыу и так далее;
 определять слова, в которых разделительный ы не нужен («сыхьт и у»,
«насып и у» и так далее);
 обозначать звуки [пI], [тI] буквами п и т на письме перед буквами кI, лI,
пI, фI, цI, тI, щI, къ, къу;
 осуществлять

звуко-буквенный

разбор

слова

самостоятельно

по предложенному в учебнике алгоритму;
 соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме
представленного в учебнике материала);
 использовать

алфавит

при

работе

со

словарями,

справочниками,

каталогами;
 различать слова, обозначающие предметы, собственные и нарицательные
имена существительные (без введения терминологии), слова, которые
отвечают на вопрос «хэт?» («кто?»), «сыт?» («что?»), определять форму
числа имён существительных (без введения терминологии);
 различать слова, обозначающие признаки предметов и отвечают на вопрос
«сыт хуэдэ?» («какой?»), иметь представление о словах близких и
противоположных по значению (без терминологии), понимать их значение
и

употребление

в

речи,

опознавать

форму

единственного

и

множественного числа имён прилагательных, находить их в предложении;
 различать слова, обозначающие действия предметов и отвечают на
вопросы «сыт ищIэр?» («что делает?»), «сыт ищIар?» («что делал?»), «сыт
ищIэнур?» («что будет делать?») и соотносить их с определенной частью
речи, понимать значение глаголов и нормы употребления их в речи,

опознавать форму числа глаголов, её роль в предложении;
 находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу
усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол
(безвведения терминологии);
 иметь представление о послелогах, их расположение, значение (простые
формы), находить послелоги в предложении и применять подходящие
послелоги в речи;
 находить корень слова, однокоренные слова в тексте, в речи, подбирать
проверочные слова, работать со словарём;
различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
излагать содержание исходных текстов в 30-45 слов, создавать тексты;
 и сочинения в 4-8 предложений, правильно оформляя начало и конец
предложений;
 составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному
рисунку, на определённую тему;
 различать

слово,

предложение

и

набор

слов,

не

являющийся

предложением, устанавливать связь слов в предложении, выделять
предложения из речи;
 определять

главные

члены

предложения

(без

терминологии),

распространённые и нераспространённые предложения, их отличительные
признаки;
 употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку,
вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения;
 применять правила правописания (в объёме содержания курса 2 класса);
 писать диктант, изложения и сочинения применяя изученные правила
правописания: 35-45 слов, списывание: 18-25 слов, словарный диктант: 910 слов.
 устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах
с йотированными гласными ё, ю, я и е, и в начале слова, написанию
орфограммы ы после лабиализованных;

 использовать знание последовательности букв в кабардинском алфавите
для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и
другое);
 осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по
частям речи (существительное, прилагательное, глагол (без терминологии);
 осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка
(выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
 осознавать признаки текста как объёмного высказывания, (несколько
предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом по
смыслу);
 составлять текст в устной и письменной форме, по опорным словам,
по сюжетному рисунку и записывать 3-4 предложения из составленного
текста;
 объяснять в каких случаях определительные словосочетания пишутся
слитно;
 использовать в речи слова речевого этикета в ситуациях повседневного
общения (приветствие, прощание, благодарность).


2 класс (68 час)
Блок

Тема и краткое содержание

Повторение
пройденного
материала в1
классе

Для чего нужна речь? Язык и
речь – общие черты и
различия. Общение. Родной
язык – средство единения
народа.
Государственные
языки Кабардино-Балкарской
Республики.
Текст,
предложение, слово. Тема,
главная
мысль
текста,
заголовок по теме или по
главной мысли. Виды текстов:
описание, повествование и
рассуждение.
Звуки и буквы. (Макъхэмрэ
хьэрфхэмрэ). Текст
(л1эужьыгъуэхэр, псалъэуха,

Кол- во
часов

2

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся
Различать понятия «речь», «текст»
«предложение», «слово», «слог»,
«ударение»,
«звук», «гласный»,
«согласный»,
«слог-слияние»,
выделять
из
речи,
текста
предложения, делить их на слова, а
слова на слоги и звуки, звуки
обозначаются буквами на письме,
различать звуки и буквы.
Отличать
текст
от
набора
предложений, определять тему и
главную
мысль
текста,
озаглавливать текст по его теме
или по его главной мысли.
распознавать тексты разных типов:
Сравнивать
собственные

псалъэ).

предложения с заданной моделью.
Отличать
гласный
и

Звуки
и
буквы
(Макъхэмрэ
хьэрфхэмрэ)

Гласные
звуки и буквы 31
(Макъзешэхэмрэ
хьэрфзешэхэмрэ).
Гласные звуки (Макъзешэхэр).
Развитие речи. Рассказ по
картинке «Экскурсия в лес».
Согласные
звуки
(Макъ
дэкӀуашэхэр).
Слог
(Пычыгъуэ).
Перенос слова
(Псалъэр зэрырахьэкIыр).
Звук Э и буква А в основе
слова
(Макъзешэ
э-р
хьэрфзешэ
а-кӀэ
къызэрагъэлъагъуэр).
Согласные звуки ПI, ТI (ПI, тI
макъ
дэкӀуашэхэр).
Правописание букв п и т
вместо звуков [пI] и [тI],
которые
слышатся
перед
звуками [кI] [кIу] [къ] [къу]
[лI] [тI] [фI] [щI] [цI] [I] [Iу]
(ПI, тI макъ дэкӀуашэхэм я
пIэкIэ хьрфхэу п, т зэратхыр).
Разделительный Ы в слове
(ЗэпэщӀэзых
Ы). Развитие
речи.
Работа
с
деформированным
текстом
«Наша школа».
Буква У
(Хьэрф У-р). После буквы У
буква Ы не пишется (Хьэрф ум и ужькӀэ ы зэрамытхыр).
Буква И (Хьэрф И-р). Буква Е
(Хьэрф Е-р). Буква Э (Хьэрф
Э-р къызэрыкIуэр). Буквы Ю,
Я (Хьэрф Ю, Я-хэр). Буква Ё
(Хьэрф Ё-р).
Звонкие и глухие согласные
(Макъ
дэкӀуашэ
жьгъыжьгъхэмрэ
дэгухэмрэ).
Развитие
речи. Рассказописание «Осень»: (приметы
осени, как не простудиться,
что нравится, и что нет в
этом времени года). Звукобуквенный разбор слова (Макъхьэрф
псалъэр
зэрызэхэтыр
зэпкърыхын).
Сложносоставные
буквы
алфавита (Хьэрф зэгуэткIэ
къагъэлъагъуэ
макъхэр).
Контрольное
списывание.
Ударение,
Развитие
речи.
Устный рассказ

Определять
отличительные
признаки звуков и букв.
Определятьотличительныепризнаки
гласных и согласных
букв,
правильно
произносить
звуки в слове и вне слова, звонкие и
глухие согласные, определять в
слове
количество гласных и
согласных звуков.
Делить слова на слоги, переносить
слова
по слогам, соблюдать
правила переноса, определять в
слове количество слогов.
Находить
по
определенным
признакам изучаемые орфограммы
в
словах;
формулировать
орфографические
правила,
находить
проверочные
слова,
упражнения
в
правильном
написании слов (после согласной
буквы у не пишется ы: (у[ы]нэ), в
начале слава слышится э, но всегда
пишется а: [э]слъэн – аслъэн.
Обозначать
звуки
[пI],
[тI]
буквами п и т на письме перед
буквами кI, лI, пI, фI, цI, тI, щI, къ,
къу; обозначать буквами е и и
сочетания двух звуков в начале
слова:
[йэ], [йы]; обозначать
буквами ё, ю, я сочетания звуков
[йо], [йу], [йа]; буквы к, ю э
(русск.) ё в заимствованных словах
и сочетание йо-, иу- йоджэ, иумыт
в исконных словах кабардинского
языка.
Осуществлять
звукобуквенный
разбор
слова.
Устанавливать
соотношение
звукового и буквенного состава в
словах с йотированными гласными
е, ё, ю, я. Отличать специфические
согласные кабардинского языка
(наличие
большого
количества
знаковых сочетаний в алфавите,
обозначение одной буквой разных
фонем [у] уафэ, [у] бзу – у.
Называть
правильно
буквы,
располагать их в алфавитном
порядке.
Располагать заданные слова в
алфавитном порядке.
Работать
со
словарями,
ориентироваться в алфавитном
столбике.

Слово.
(Псалъэ)

Слово
(Псалъэ).
Слова, 13
обозначающие собственные и
нарицательные имена. (ЦIэ
унейхэмрэ
зэдайхэмрэ).
Практическая
работа
(подготовка статьи в детский
журнал «Нур»). Заглавная буква
в
именах
и
фамилиях
(УнэцӀэхэмрэ
цIэхэмрэ
хьэрфышхуэкӀэ
кърагъажьэу
зэратхыр),
в
кличках
животных
(Псэущхьэхэм фӀащ цӀэхэр
хьэрфышхуэкӀэ
кърагъажьэу
зэратхыр).
Развитие
речи.
Устный рассказ «Мои любимые
занятия». Названия сёл, улиц,
рек
с
заглавной
буквы
(Къалэхэм,
кьуажэхэм,
уэрамхэм, псыежэххэм я цӀэхэр
хьэрфышхуэкIэ
кърагъажьэу зэратхыр).
Однозначные и многозначные
слова.
(Зи
тхык1эрэ
зи
къэпсэлъык1эрэ зэтехуэу, ауэ
мыхьэнэ
зэрыз
къэзыгъэлъагъуэ
псалъэхэр).
Слова, которые отвечают на
вопрос кто? что? (Хэт? Сыт?
упщIэхэм
жэуап
хуэхъу
псалъэхэр.). Развитие речи.
Устный рассказ «Как я помогаю
маме». Слова, которые отвечают
на вопрос какой? (Сыт хуэдэ?
упщIэмжэуап хуэхъу псалъэхэр).
Слова, которые отвечают на
вопрос что делать? (Сыт
ищIэр? упщIэм жэуап хуэхъу
псалъэхэр). Проектное
задание
«Государственные
символы России и Кабардино
Балкарской Республики».

Различать слово и обозначаемый
им предмет.
Объяснять значение слов с опорой
на контекст.
Различать
собственные
и
нарицательные имена, правильно
оформлять имена собственные при
письме, выбирать подходящие по
смыслу
отрабатывать
навык
правописания
имен,
фамилий,
составлять
предложения
с
использованием имен собственных.
Задавать вопросы хэт? (Кто?),
сыт? (Что?). Различать правило в
русском и кабардинском языке
(Вопрос хэт? (Кто?) задается
только человеку, все остальные
слова отвечают на вопрос сыт?
(Что?). Различать слова, которые
пишутся и произносятся одинаково,
но имеют разное значение: хьэ – хьэ
(собака – ячмень, дзэ – дзэ (зубы –
войка).
Различать слова, обозначающие
признаки предметов, (без введения
термина),
различать
слова,
называющие предмет и признак
предмета,
правильно
задавать
вопрос,
отвечать
на
вопрос,
находить в предложении, в тексте
слова, отвечающие на вопрос какой?
(сыт хуэдэ? дэтхэнэ?).
Различать слова, обозначающие
действия предметов (без введения
термина), вопросы сыт ищIэр? сыт
къыщыщIыр? Различать слова,
называющие предмет и его действие,
называть
действия
предметов окружающего мира.

Послелоги
(Послелогх
эр)

Послелоги (Послелогхэр)

2

Корень
слова
(Псалъэ
лъабжьэ)

Корень
слова
(Псалъэ
лъабжьэ).
Однокоренные
слова
(Псалъэ
зэлъабжьэгъухэр).
Развитие
речи.
Речевой
этикет
«Приветствие».

3

Предложен
ия
(Псалъэуха
)

Предложения
(Псалъэуха).
Речь состоит из предложений
(Бзэр
псалъэухаурэ
зэрызэхэтыр). Главные члены
предложения (Псалъэухам хэт
псалъэ
нэхъыщхьэхэр).
Развитие
речи.
Устный
рассказ «Мой родной язык».
Виды предложения по цели
высказывания.
Сравнение
предложений по интонации.
(Псалъэуха
лIэужьыгъуэхэр).
Связь слов в предложении
(псалъэ
зэпхахэр).
Распространенные
и
нераспространенные
предложения (Псалъэухам хэт
псалъэхэр
зэрызэпхар.
Псалъэуха убгъуа, мыубгъуа).
Развитие речи. Обучающее
изложение «Друзья».

11

Познакомиться
с
наиболее
употребительными послелогами.
Различать
слова
послелоги,
находить их в тексте.
Определять
послелоги,
их
расположение, значение (простые
формы), находить послелоги в
предложении и применять
подходящие послелоги в речи.
Выделять корень слова (простые
случаи).
Различать однокоренные слова;
находить однокоренные слова и
выделять корень слова.
Упражняться в различении разных
форм слова по вопросам.
Находить
корень
слова,
однокоренные слова в тексте, в речи,
подбирать
проверочные
слова,
выделять корень в однокоренных
словах, работать со словарем.
Различать предложения и слова.
Выполнять
упражнения
в
нахождении в составе предложения
всех словосочетаний.
Определять тип предложения по
цели
высказывания
и
эмоциональной окраске.
Сравнивать
предложения
по
интонации,
по
эмоциональной
окраске.
Задавать вопросы к главным членам
предложения.
Составлять
предложение
по
вопросу, по опорным словам, по
сюжетному
рисунку,
на
определенную тему.
Устанавливать связь слов в
предложении,
выделять
предложения из речи.
Определять
главные
члены
предложения, распространенные и
нераспространенные предложения,
их
отличительные
признаки
(простые признаки, наличие других

слов, кроме главных членов).
Употреблять заглавную букву в
начале предложения, ставить точку,
вопросительный, восклицательный
знаки в конце предложения.
Развитие речи. Составлять устный
и письменный рассказ (описание,
рассуждение).
Участвовать в аукционе рассказов,
составлять мозайку рассказов.
Работать
с
деформированным
текстом. Писать предложение по
памяти,
небольшое
изложение,
сочинение-миниатюру.
Проводит
поиск нужной инфомации по
прочитанному. Готовить проект,
презентовать
ее.
Смотреть
мультфильмы
с
нартами
(мифическими героями адыгов) с
обсуждением, давать словесную
характеристику героям нартского
эпоса. Решать тестовые задания.
Контрольноизмерительн
ые
диагностиче
ские
мероприяти я
за 2 класс

Словарные
диктанты,
контрольные
диктанты,
изложения,
сочинения,
контрольное списывание.
Проектное
задание «Наши
меньшие друзья».

6

Применять правила правописания
(в объеме содержания курса 2
класса).
Писать диктант, изложения и
сочинения применяя изученные
правила
правописания:
контрольный диктант: 35-45 слов,
списывание: 18-25 слов, словарный
диктант: 9-10 слов. Овладевать
первичными
навыками
клавиатурного письма при работе
над творческими проектами и с
электронным
приложением
к
учебнику, при работе с заданиями в
тестовой форме, в том числе с ЭОР и
ЦОР.

2 класс календарно-тематическэ план

Урокым и темэр

№

С/б

щаджынур

1

Макъхэмрэ,хьэрфхэмрэ.
Псалъэуха, псалъэ ,макъ, хьэрф.

1

04.09

2

Псалъэуха, псалъэ ,макъ, хьэрф.

1

07.09

3

Псалъэуха, псалъэ ,макъ, хьэрф.

1

11.09

4

Макъзешэхэмрэ хьэрфзешэхэмрэ.
Макъзешэхэр.

1

14.09

5

Макъзешэхэр.

1

18.09

6

Макъ дэк1уашэхэр.

1

21.09

7

Макъ дэк1уашэхэр.

1

25.09

8

Пычыгъуэ.

1

28.09

9

Пычыгъуэ.

1

02.10

10

Псалъэр зэрырахьэк1ыр.

1

05.10

11

Псалъэр зэрырахьэк1ыр.

1

09.10

12

Мвкъзешэ(Э)-р хьэрфзешэ а –к1э
къызэрагъэлъагъуэр.

1

12.10

13

( П1),(Т1) макъ дэк1уашэхэр.

1

16.10

14

( П1),(Т1) макъ дэк1уашэхэр.

1

19.10

15

Къызэрапщытэ дивтант «Гъатхэ»н.20

1

23.10

16

Щыуагъэхэм елэжьын.Зэпэщ1эзых Ы.

1

26.10

17

Зэпэщ1эзых Ы.

1

06.11

18

Хьэрф У-р.

1

09.11

19

Хьэрф у-м и ухьк1э ы зэрамытхыр.

1

13.11

20

Хьэрф у-м и ухьк1э ы зэрамытхыр.

1

16.11

щаджар

21

Хьэрф И-р.

1

20.11

22

Хьэрф И-р.

1

23.11

23

Хьэрф Е-р.

1

27.11

24

Хьэрф Э-р.

1

30.11

25

Хьэрф Ю,Я-хэр.

1

04.12

26

Хьэрф Ю,Я-хэр.

1

07.12

27

Хьэрф Ё-р.

1

11.12

28

Макъ дэк1уашэ жьгъыжьхэмрэ дэгухэмрэ.

1

14.12

29

Макъ дэк1уашэ жьгъыжьхэмрэ дэгухэмрэ.

1

18.12

30

Къызэрапщытэ диктант
«Илъэсыщ1э»н.21

1

21.12

31

Щыуагъэхэм елэжьын
Хьэрф зэгуэтк1э къэгъэлъагъуэ макъхэр.

1

25.12

32

Хьэрф зэгуэтк1э къэгъэлъагъуэ макъхэр

1

28.12

33

Ударенэ.

1

11.01

34

Ударенэ.

1

15.01

35

Адыгэ алфаыит.

1

18.01

36

Адыгэ алфаыит.

1

22.01

37

Псалъэ. Унэц1эхэмрэ ц1эхэмрэ
хьэрфышхуэк1э кървгъажьэузэратхыр.

1

25.01

38

Псэущхьэхэм ф1вщ ц1эхэрзэратхыр.

1

29.01

39

Псэущхьэхэм ф1вщ ц1эхэрзэратхыр.

1

01.02

40

Къалэхэм,къуажэхэм,уэрамхэм,псыкжэххэм я ц1эхэр зэратхыр.

1

05.02

41

К/ слов. диктант

1

08.02

42

Хэт? Сыт? Упщ1эхэм жэуап хуэхъу
псалъэхэр

1

12.02

43

Сыт хуэдэ? упщ1эм жэуап хуэхъу
псалъэхэр..

1

15.02

44

Сыт хуэдэ? упщ1эм жэуап хуэхъу
псалъэхэр..

1

19.02

45

Сыт хуэдэ? упщ1эм жэуап хуэхъу
псалъэхэр..

1

22.02

46

Сыт ищ1эр? Упщ1эм жэуап хуэхъу
псалээхэр.

1

26.02

47

Сыт ищ1эр? Упщ1эм жэуап хуэхъу
псалээхэр.

1

29.02

48

Сыт ищ1эр? Упщ1эм жэуап хуэхъу
псалээхэр.

1

04.03

49

Къызэрапщытэ диктант «Ди
тыкуэныр»н.24

1

07.03

50

Щыуагъэхэм елэжьын. Послелогхэр.

1

11.03

51

Послелогхэр.

1

14.03

52

Псалъэ лъабжьэ.Псалъэ зэлъабжьэгъухэр.

1

18.03

53

Псалъэ зэлъабжьэгъухэр.

1

21.03

54

Псалъэ зэлъабжьэгъухэр.

1

04.04

55

Псальэуха. Бзэр псалъэухаурэ
зэрызыхэтыр.

1

08.04

56

Бзэр псалъэухаурэ зэрызыхэтыр.

1

11.04

57

К/ слов. диктант

1

15.04

58

Псалъэухам хэт псалъэ нэхъыщхъэхэр.

1

18.04

59

Псалъэухам хэт псалъэ нэхъыщхъэхэр

1

22.04

60

Псалъэухам хэт псалъэхэр зэрызэхэтыр.

1

25.04

61

Псалъэухам хэт псалъэхэр зэрызэхэтыр

1

29.04

62

Хэра!уатэ, зэрыупщ1э,хэ1этык1а

1

02.05

псалъэухахэр.
63

Хэра!уатэ, зэрыупщ1э,хэ1этык1а
псалъэухахэр.

1

06.05

64

Хэра!уатэ, зэрыупщ1э,хэ1этык1а
псалъэухахэр.

1

13.05

65

Къызэрапщытэ диктант «Махуэф1».28

1

16.05

66

Щыуагъэхэм елэжьын .
Илъэсым зэджам къытыдогъэзэж.

1

20.05

67

Илъэсым зэджам къытыдогъэзэж.

1

23.05

68

Упщ1эхэр.

1

23.05

Учебные пособия
1. Варквасова И.П., Карданова М.Т. Азбука 2 класс. [Текст, ил.]: Учеб.
пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБРМедиа». – Издательство «Эльбрус», 2020. – 160 с.
2. Карданова О.Х., Хубиева Ж.А. Кабардинский язык. 2 класс. [Текст]:
Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБРМедиа», Издательство «Эльбрус», 2020. – 144 с.
3. Хубиева Ж.А., Татарова Ф.Ж. Кабардинский язык. 2 класс. [Текст]:
Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБРМедиа», Издательство «Эльбрус», 2020. – 144 с.
Дополнительная литература, словари
4. Токова С.М. Таблицы для начальной школы по кабардинской
грамматике. 1 – 4 класс [табл. электр] CD-ROM. Нальчик: Эльбрус, 2011.
5. Малаева Ф.Б. Детство Сабиигъуэ [Текст]: адэ-анэхэм, сабий садхэм
щыIэ гъэсакIуэхэм, пэщIэдзэ классхэм щезыгъаджэхэм папщIэ тхылъ /
[зэхэзылъхьар Мэлэй Ф. Б.]. – Нальчик: Эльбрус, 2015. – 477 с.
6. Карданов Б.М. Русско-кабардинско-черкесский словарь [Текст]: около
30000 слов / Сост. Б. М. Карданов, А. Т. Бичоев; Отв. ред. А. О. Шогенцуков;
С прил. краткого граммат. очерка кабард.-черкес. яз. Б. М. Карданова; Кабард.
науч.-исслед. ин-т при Совете Министров Кабард. АССР. – Москва: ГИС,
1955. – 1055 с.
7. Сукунов Х. Х. Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкий словарь в
иллюстрациях [Текст] = Kabardino Circassian Russian-English Turkish picture
dictionary / Х. Х. Сукунов, И. Х. Сукунова. – Нальчик: Эль-Фа, 1998. – 414 с.
Электронные ресурсы
8. Портал

«Российское

образование»

//

URL: www.edu.ru

(дата

обращения 21.06.2021).
9. // Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской
Федерации URL: https://родныеязыки.рф (дата обращения: 22.06.2021).

Программа-03


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».