Рабочая программа по ОРКСЭ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Красноармейское»
Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики

«Утверждаю»
«Рассмотрено»

на заседании МО учителей
истории и обществознания
Протокол № _____
от «___» _______ 2022 г

Заместитель директора
приказ № ____
по УВР
Нефляшева О.А. /__________/ от «__» _______ 2022г
«___» ______ 2022 г

Директор
Кангашуева М.Ш. /_______/

«Согласовано»

Рабочая программа
по ОРКСЭ
4 класс

Составил: учитель истории и обществознания Мулазимов Х.А

2022-2023 уч.

Рабочая программа составлена на основе :
- Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы
религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение,
2010.
- ООП НОО (1-4кл) и в соответствии с Положением о рабочей программе
МКОУ СОШ СП Красноармейское
УМК входит в Федеральный базисный учебный план для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации .
Учебник А.Л. Беглов «Основы религиозных культур и светской этики.
Основы мировых религиозных культур» 4-5 классы, Москва, «Просвещение»
2012г.
Количество часов по учебному плану
Всего 34 часов , в неделю __1__ час.
Программой предусмотрено проведение и защита творческих проектов и
презентаций – 4 часа.

Планируемые результаты усвоения предмета
Личностные результаты
 Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину;
 Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к
истории и культуре всех народов;
 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
 Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
 Воспитание
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
 Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также находить средства её осуществления;
 формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на
основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
 адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных
технологий
для
решения
различных
коммуникативных и познавательных задач;
 умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных
заданий;
 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
задачами коммуникации;
 овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения классификации, установление аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
 готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий;
 определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
 знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество,
нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных
традиций многонационального народа России;
 знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
 формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и
их роли в истории и современности России;
 осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
В результате усвоения программного материалы обучающиеся
получат представление:
 о мировых религиях;
 об основателях религий мира,
 о священных книгах религий мира;
 о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,
 об искусстве в религиозной культуре;
узнают:
 названия мировых религий,
 имена основателей религий мира,
 названия основных праздников религий мира,
 особенности священных зданий каждой из традиционных религий;
научатся:
 воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;
 работать с различными источниками информации;
 осуществлять творческую деятельность;
 овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых
религий.

Содержание программы
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни
человека и общества (1 час).
Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию.
Культура и религия.
Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов).
Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое
культура? Влияние религии на культуру. Древнейшие верования.
Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.
Основатели религии мира .Иисус Христос, Мухаммед. Сиддхартха Гуатама.
Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные
тексты и как они назывались?. Священная книга буддизма – «Три корзины
мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия.
Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.
Хранители предания в религиях мира. Иерархия в христианской церкви.
Мусульманская община. Буддийская община – сангха.Человек в религиозных
традициях мира.
Священные сооружения. Для чего нужны священные
сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме. Христианские храмы
(алтарь, иконы). Мечеть. Буддийские священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире.
Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в
крещении Руси. Деятельность Кирилла и Мефодия. Судьба Церкви в XX
веке. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.
Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в
религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение
ислама. Учение о поведении человека в буддизме.
Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их
возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная
молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы
(шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра).
Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира.
Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в
искусстве в традиционных религиях.
Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве,
исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники
иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество,
Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники
буддизма (Дончод, Сагаалган). Семья, семейные ценности. Роль семьи в
жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье.

Долг, свобода, ответственность, труд. Блок 3. Духовные традиции
многонационального народа России (5 часов).
Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего
начинается Россия. Экскурсия в мечеть.

Календарно-тематическое планирование

Темы уроков

Кол.часов

1.

Россия - наша Родина.

1

2.

Культура и религия.

1

3.

Культура и религия.

1

4.

Возникновение религий. Древнейшие верования

1

5.

Возникновение религий. Религии мира и их
основатели.

1
1

6.

Священные книги религий мира: Веды,
Авеста, Трипитака.

7.

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран.

8.

Хранители предания в религиях мира.

9

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха,
раскаяния и
воздаяния. Рай и ад
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха,
раскаяния .

1
1

10.

11

Человек в религиозных традициях мира

12.

Священные сооружения

13.

Священные сооружения.

Дата
По
плану
08.09.2
2
15.09.2
2
22.09.2
2
29.09.2
2
06.10.2
2
13.10.2
2
20.10.2
2
27.10.2
2

1

10.11.2
2

1

17.10.2
2

1

24.11.2
2

1

14.

Искусство в религиозной культуре

1
1

15.

Искусство в религиозной культуре

1

01.12.2
2
08.12.2
2
15.12.2
2
22.12.2
2
29.12.2
2

По
факту

16.

Творческие работы учащихся.

1

Презентация творческих работ учащихся

1

История религий в России. Православие, ислам, буддизм,
иудаизм в России.
.
История религий в России Религии России..

1

19.01.2
3

1

26.01.2
3
02.02.2
3
09.02.2
3

17.

18.

19.
20.
21

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы.

1
1

12.01.2
3

1
22.

Паломничества и святыни.

23

Календари религий мира. Праздники в религиях мира.

24.

Праздники в религиях мира...Религиозные ритуалы в
искусстве..

25.

Религия и мораль

16.02.2
3
1

02.03.2
3

1
09.02.2
3
1
16.03.2
3
26.

1
Религия и мораль

27.

28.
29
30.

31.

.Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
Семья, семейные ценности.
Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа
России
Подготовка творческих проектов.

06.04.2
3
1

1
1
1

1

32.

Подготовка творческих проектов

1

33.

Презентация творческих проектов

1

34.

Экскурсия в мечеть

1

13.04.2
3
20.04.2
3
27.04.2
3
04.05.2
3
11.05.2
3
18.05.2
3
18.05.2
3
25.05.2
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».