Аннотация-к-рабочей-программе-по-родному-_кабардино-черкесскому_-языку

Аннотации к рабочим программам по и литературное чтение на родном
( кабардино- черкесском) языке (1-4 классы.)
Главной задачей общеобразовательных учреждений по обучению учащихся
родному (кабардино-черкесскому) языку и литературное чтение на
кабардино-черкесском языке(родном) является овладение учащимися
глубокими знаниями основ кабардино-черкесского языка(родного) и
литературного чтения на кабардино- черкесском языке(родном) и воспитание
их на традициях, обычаях, культуре своего народа, лучших традициях
народов КБР и умение пользоваться ими в жизни.
В связи с этим изучение учащимися литературного чтения на кабардиночеркесском языке(родном) велико. Человек познает окружающий мир,
отношение к людям через свой язык, литературу, а литературное чтение на
кабардино- черкесском языке(родном) изучается в связи с национальной
культурой, обычаями, традициями.
Целью изучения кабардино-черкесского языка(родного) является не только
овладение глубокими знаниями грамматики, но и умение выражать свои
мысли устно и письменно и способствовать тому, чтобы дети самостоятельно
искали пути решения тех или иных проблем, используя современные
технологии.
Учебный план школы рассчитан:
1класс - 3 часа, 2-3 классы –4 часа; 4 классы -3 часа, 5-7 классы -4 часа,8-9
классы - 3 часа , 10-11 классы – 2 часа. Обучение кабардинскому языку
литературе учащихся 1-11 классов имеет целью:
- помочь детям понять богатство кабардинского языка и стремление овладеть
им;
- развивать умения, навыки, которые учащиеся приобрели в процессе
обучения кабардино-черкесского языка(родного) и литературного чтения на
кабардино- черкесском языке(родном) в начальной школе - правильно
говорить, писать, читать выразительно;
- развивать речь, используя на уроках кабардино-черкесского языка(родного)
и литературного чтения на кабардино- черкесском языке(родном) пословицы,
поговорки, скороговорки, крылатые слова, богатый наглядный материал,
аудио-видео материалы, новые педагогические технологии;
- развивать творческую инициативу учащихся на уроках и во внеклассной
работе;
- дать определенные знания по фонетике, лексике, словообразованию,
грамматике, стилистике, современному языкознанию в рамках школьной
программы;
- развивать логическое мышление;
- помочь понять детям богатство кабардино-черкесского языка(родного)и
стремление овладеть им;
- воспитывать учащихся в духе интернационализма, патриотизма,
воспитывать в них человечность, чувство сострадания, сочувствия;
- изучать, сохранять, развивать те национальные ценности, которые нам
оставили наши предки;

- на уроках и во внеклассной работе постоянно осуществлять связь с
жизнью, межпредметную связь.
Аннотация к рабочей программе дисциплины «Кабардиночеркесский язык(родной)» 1 класс
Рабочая программа по родному (кабардино-черкесскому) языку для 1-х
классов
составлена
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования по родному
(кабардино-черкесскому) языку и рабочей программы по родному
(кабардино-черкесскому) языку к учебному пособию для 1-х классов ( 2012
год издания) общеобразовательной школы; авторы: Куготов Л.Т., Куготова
Е.Ж., Захохов Л.Г. Изучению учебного курса отводится 99 часов в учебном
году.
Изучение родному (кабардино-черкесскому) языку в 1-м классе
начинается вводным интегрированным курсом « Обучение грамоте».
Задачей обучения кабардино-черкесскому языку(родному) является:
-научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке.
-расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего
мир природы общества и человека.
-развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у
ребенка положительное отношение к учению.
-решить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного
обучения чтению и письму и в целом родному (кабардино-черкесскому)
языку.
Обучение языку ребенка не ограничивается обучением чтению и
письма, оно ориентировано и на успешную адаптацию каждого ребенка к
новым условиям его жизнедеятельности.
Учебная программа по родному (кабардино-черкесскому) языку в 1классах начинается с обучения грамоте. Содержание обучения грамоте
представлено соответственно как в курсе
кабардино-черкесского
языка(родного), так и в курсе
литературного чтения на кабардиночеркесском языке(родном).
Обучение письму надо провести параллельно с обучением чтению с
учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают
начертанием новой буквы, должны научится соединять ее с ранее
изученными буквами, упражняться в письме буквосочетании в слогах, словах
предложениях.
Надо расширять кругозор детей, развивать речевые умения обогащать и
активизировать словарь,совершенствовать фонетический слух.
Содержание учебного курса имеет 4-раздела: добукварный, букварный, -после букварный, -повторение за год.
В добукварный период детей надо:
 Ознакомить с учебником, работать по картинкам, научить их составлять
рассказ по картинкам.
 Формировать у уч-ся начальные сведения о понятиях- речь письменная и
устная.
 Познакомить с условными знаками в азбуке.

 Формировать понятие «предложение», умение составлять и выражать в
речи различные формы устного ответа, умение правильно согласовать
слова в предложении.
 Обучать пересказыванию небольших сказок и рассказов, пользоваться
устной речью в разных ситуациях общения; развивать логическое
мышление.
 Формировать у детей умение выделять из речи предложения; из
предложения слова; развивать фонетический слух, научить делить слова
на слоги.
 Познакомить с артикуляцией при произношении звуков, устную речь,
внимание.
 Дать представление об алфавите, буквах как знаков звуков
В букварный период начинается знакомство и изучение букв. Для этого надо
дать понятие- почему для обозначения одного звука есть две буквы: А-а ?
Формировать умение выделять звук –А- из речи; развивать фонетический
слух, умение слушать и слышать. Научить детей читать хором, парами,
индивидуально. Особое внимание уделить знакомству и изучению букв с
двойными, тройными знаками. Применять разные способы, приемы
запоминания строения этих букв.
Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения; создать
условия для развития речи, памяти, логического мышления; умение
пересказать прочитанный текст, выделять из рассказов главный смысл.
Научить строить правильно предложение и уметь писать грамотно.
Программа рассчитана на прочное усвоение материала (повторение)
Основными формами и видами контроля знании являются входной контроль
в конце 1 и 2 полугодии - словарный диктант, текущий- в форме устного,
фронтального опроса.
Количество часов – 99, в неделю 3 часа
ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧ-СЯ

Планируемые результаты к концу периода обучения родному (кабардиночеркесскому) языку:
-ученик научится различать звуки и буквы.
-знать последовательность букв в алфавите.
-читать осознанно и правильно вслух (15-20 слов в минуту).
-списывать слова и предложения с печатного и рукописного тексты ,
правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения, различать
сходные по начертанию буквы.
-писать правильно под диктовку текст- до 20 слов, включающих слова,
написание которых не расходится с произношением, и слова с изученными
орфограммами и пунктораммы.
При знакомстве с буквами и звуками учащиеся должны уметь
озвучивать их, различать гласные и согласные буквы.
Уметь сравнивать и различать печатную и письменную буквы.

В после букварный период уч-ся должны уметь читать свободно слоги и
слова, правильно употреблять в своей речи предлоги, различать звуки.
Уметь рассказывать отрывок из стихотворения, определять название сказки
на основе иллюстрации.
Уметь ориентироваться на странице прописи, выполнять графические
упражнения по образцу.
Уметь писать небольшой словарный диктант.
различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и
звонкие.
Уметь вести диалог.
Программно – методическое обеспечение
на 2019-2020 учебный год
по родному (кабардино-черкесскому) языку в 1 классе
№ Автор

1

2

Название

Куготова Азбука
Е.Ж,
Куготов
Л.Т.
Захохов
Л.Г
БаловаЛ. Рабочая
Ф.
тетрадь

Издательст Год
во
издате
льства
Нальчик
2018г
«Эльбрус»

Нальчик
«Эльбрус»

Наличие
дидактическо
го материала
Раздаточный
материал,
карточки с
буквами

Методич.по
собие для
учителя
Методическ
ие
разработки
по азбуке.

2019г

Аннотация к рабочей программе дисциплины « Родной
(кабардино-черкесский) язык» 2 класс
Рабочая программа по родному (кабардино-черкесскому) языку для 2-х
классов составлена на основе Федерального
государственного
общеобразовательного стандарта начального
общего образования по
кабардино-черкесскому языку(родному) к учебному пособию для 2-го класса
общеобразовательной школы, автора – Таов Ж.К. 2012года издания (и
рабочей тетради 2012года, авторы – Каскулов Л, Каскулова И.)
Всего 68
часов.
Основной целью и задачей изучения родного (кабардино-черкесского) языка
в школе – является воспитание духовно богатой личности, человека
любящего свою родину, свой родной язык.
Приобретение знаний об устройстве языковой, обогащение словарного
запаса.
Развитие творческих способностей учащихся ,их речевой культуры, нормами
речевого этикета. Научить умению вести диалог.
Программа построена с учетом принципов системности, перспективности
между разделами курса.
Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету.

Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей
учащихся.
Программа рассчитана на прочное усвоение материала (повторение).
Основными формами и видами контроля знаний являются входной контроль
в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса,
словарных диктантов, итоговых контрольных работ.
Требование к уровню подготовки учащихся по кабардино-черкесскому
языку(родному)во 2- х классах.
Учащиеся классов должны знать все буквы в алфавите.
-уметь строить слоги, слова , предложения;
-уметь делить слова на слоги, определить количество слогов в слове;
-уметь различать согласные и гласные звуки, различать звук и букву;
-уметь различать звонкие и глухие согласные;
-определять количество звуков в слове и их последовательность.
Знать слова, которые пишутся с большой буквы (собственный имена,
правильно ставить ударения.)
-уметь строить правильно предложения;
-уметь списывать текст с учебника, писать под диктовку в соответствии с
изученными правилами;
-уметь писать изложения содержания прослушенного текста.
-уметь создать небольшие собственные тексты (сочинения) по интересной
детям тематике на основе впечатлений, литературных произведений,
сюжетных картин, просмотра видеозаписей.
-знать перенос слова по слогам без течения согласных;
-уметь ставить знаки препинания в конце предложения.
Особое внимание обратить правописанию букв «-а» и «-э» в словах, уметь
правильно произносить слова с этими буквами. При совпадении
произношения и правописания этих слов уметь находить проверочные слова.
-уметь находить ответы на вопросы Кто? Что? Какой? Что делать?.
-уметь выделять из предложения главные члены, находить корень слова,
образовать однокоренные слова.
При помощи повторения закрепить изученные правила и уметь их
использовать.
Программно – методическое обеспечение на 2019 – 2020 учебный год
по родному (кабардино-черкесскому) языку во 2-х классах.
№ Авт Название
ор
1 Тао
в
Ж.

«Адыгэбз
э» автор
Таов Ж.

Издательс Год
тво
издател
ьства
Нальчик
2014г.
«Эльбрус
»

Наличие
дидактическог
о материала
Захохов Л.
«Карточки по
каб.языку»
Нальчик
«Эльбрус»198
9

Методическое
пособие для
учителя
Гяургиев Х.З
«Адыгэбзэрзарад
жметодикэ»
Нальчик
«Эльбрус»2016г.

Багов Н.А
«Диктанты и
изложения»для
начальных
классов. Нальчик
«Эльбрус»1997г
Рабочая тетрадь
2010г. Изд.
Нальчик
«Эльбрус»
Автор: Балова Л.

2

3

Аннотация к рабочей программе дисциплины « Родной
(кабардино-черкесский) язык»3 класс.
Рабочая программа по родному (кабардино-черкесскому) языку для 3-х
классов составлена к учебнику Куготов Л.Т. и КуготоваЕ.Ж.,2012 года
издания.
Основной целью и задачей изучения родному (кабардино-черкесскому)
языку в школе- является воспитание духовно богатой личности, человека
любящего свою родину, знающего и уважающего свой родной язык.
Формирование
навыков
самостоятельной
учебной
деятельности,
самообразования.
Приобретение знаний об устройстве языковой, обогащение словарного
запаса. развитие их речевой культуры, овладении правилами использования
языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета. Выработать у
детей способность вести диалог.
Программа построена с учетом принципов системности, перспективности
между разделами курса.
Уроки спланированы с учетом знаний и навыков по предмету. Для
пробуждения познавательной активности детей в уроки включены сведения
из истории языка.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей уч-ся.
Программа рассчитана на прочное усвоение материала(повторение).
Разделы учебника «Кабардино-черкесский язык (родной)»- 3-м классе
содержат упражнений разного уровня сложности. Форма и организации
учебного процесса: классно-урочная система.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков
является входной контроль в конце четверти; текущий в форме устного
опроса и фронтального, контрольных, словарных диктантов, итоговых
контрольных работ.

Требование

к уровню подготовки учащихся по кабардинскому языку в 3-х
классах.
Уроки родному (кабардино-черкесскому) языку в 3 классах следует начинать
с закрепления знаний полученных в предыдущем классе и приобрести новые
знания. Учащиеся классов должны знать все буквы в алфавите.
-уметь строить слоги, слова , предложения;
-уметь делить слова на слоги, определить количество слогов в слове;
-уметь различать согласные и гласные звуки, различать звук и букву;
-уметь различать звонкие и глухие согласные;
-определять количество звуков в слове и их последовательность.
Знать слова, которые пишутся с большой буквы (собственный имена,
правильно ставить ударения.)
-уметь строить правильно предложения;
-уметь списывать текст с учебника, писать под диктовку в соответствии с
изученными правилами;
-уметь писать изложения содержания прослушанного текста.
-уметь создать небольшие собственные тексты (сочинения) по интересной
детям тематике на основе впечатлений, литературных произведений,
сюжетных картин, просмотра видеозаписей.
-знать перенос слова по слогам без течения согласных;
-уметь ставить знаки препинания в конце предложения.
Особое внимание обратить правописанию букв «-а» и «-э» в словах,
уметь правильно произносить слова с этими буквами. При совпадении
произношения и правописания этих слов уметь находить проверочные слова.
-уметь находить ответы на вопросы Кто? Что? Какой? Что делать?.
-уметь выделять из предложения главные члены, находить корень слова,
образовать однокоренные слова.
При помощи повторения закрепить изученные правила и уметь их
использовать.
Программно – методическое обеспечение на 2019 – 2020учебный год по
родному (кабардино-черкесскому)языку 3-х классах
№ Автор
Название Изд-во
Год Наличие
Методическое
изд. дидактичес пособие для
кого
учителя
материала
1 Куготов
«Адыгэбз Нальчик 2017 Раздаточн Программа для 3Л.Т
э»
«Эльбрус ые
кл.авторТоковаС.
Куготов
»
2018 карточки,
М.Афаунов
Е.Ж
г.
таблицы
А.А.2016г.изд.ме
тод. препод.яз.в
3х кл.
2
Сборник
диктантов и
изложений.
АвторТоковаС.М.

3

Афаунов
А.А.2018г
Рабочая тетрадь к
учебнику
2012г.изд.автор:
Сарахова Л.
Аннотация к рабочей программе дисциплины « Родной
(кабардино-черкесский) язык» 4 класс.

Рабочая программа по родному (кабардино-черкесскому) языку для 4-х
классов составлена
на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования по кабардиночеркесскому языку (родному) рабочей программы по кабардино-черкесскому
языку (родному) к учебному пособию для 4-класса общеобразовательной
школы автора Захохов Л.Г. 2014 года издания. Всего 51ч.
1.Основной целью и задачей изучения кабардино-черкесского языка
(родного) в школе – является воспитание духовно богатой, нравственно
ориентированной личности с развитым чувством самосознания ,человека,
любящего свою родину, знающего и уважающего свой родной язык.
2.Овладение системной знаний языковыми и речевыми умениями и
навыками, потребности в речевом самосовершенствовании а также
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования.
3.Приобретение знаний об устройстве языковой, развитие способности
опознать, анализировать, оценивать языковые факты, обогащение
словарного запаса.
4.Овладения правилами использования языка в разных ситуациях общения,
нормами речевого этикета, осознание эстетической ценности родного языка.
5.Совершенствование способностей к умению вести диалог.
Программа
построена
с
учетом
принципов
системности,
перспективности между разделами курса.
Уроки спланированы с учетом знаний и навыков по предмету. Для
пробуждения познавательной активности и сознательности уч-ся в уроки
включены сведения из истории кабардино-черкесского языка(родного).
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей
уч-ся. Программа рассчитана на прочное усвоение материала для чего
значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в
конце года выделяются специальные часы.
Разделы учебника «Кабардино-черкесский язык (родной)»- 4 классе
содержит значительное кол-во упражнении разного уровня сложности.
При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития
уч-ся, формирование учебных умений(слушать, выделять главное, работать с
книгой, планировать последовательность действии.

Форма организации образовательного процесса – классно -урочная
система.
Основными формами обучения и видами контроля знаний, умении и
навыков является входной контроль в конце четверти; текущий – в форме
устного, фронтального опроса, контрольных ,словарных диктантов, итоговых
контрольных работ.
Количество часов – 34 ч.
ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В уровень подготовки уч-ся 4-х классов входит понимание родного языка
как родной из основных национально- культурных ценностей кабардинского
народа.
Уч-ся должны осознать эстетическую ценность родного языка,
уважительно относиться к родному языку, гордиться за него, стараться
сохранить чистоту родного языка как явление национальной культуры,
стремиться к речевому самообразованию.
Должны приобрести достаточный объем словарного запаса и усвоенных
грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения, способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Уметь владеть всеми видами речевой деятельности:
-адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
-иметь способность извлекать информацию из разных источников;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
-иметь способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы
речевого этикета;
-уметь оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления;
-уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять
их;
-приобрести определенные знания по фонетике, лексике, словообразованию,
грамматике.
-развивать на уроках и во внеклассной работе умение осуществлять связь с
жизнью, межпредметную связь.
-уметь самостоятельно искать пути решения тех или иных проблем,
используя современную технологию;
-уметь выражать свои мысли устно и письменно.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей уч-ся.
Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего
значительное место в ней отводится повторению.
Программно – методическое обеспечение на 2019 – 2020 учебный год по
Кабардино-черкесскому языку(родному) в 4-х классах
№ Авто Названи Изд-во Год Наличие
Методическое пособие
р
е
изд. дидактическ для учителя
ого
материала

1 Захох «Адыгэб Нальчи
ов
зэ»
к
Л.Г.
«Эльбр
ус»

2014 Захохов Л.
г.
«Карточки
по
каб.языку»
Нальчик,
«Эльбрус»1
989г.

2 Балов Рабочая
а
тетрадь
Л.Ф. к
учебник
у
«Адыгэб
зэ»

2016
г.

Нальчи
к
«Эльбр
ус»

Гяургиев Х.З
«Адыгэбзэрзэраджметод
икэ» Нальчик «Эльбрус»
1994г.
Машукова А.М.
«Адыгэбзэрзэрырагъэдж
ыпхъэр» Нальчик
«Эльбрус»2016г.
Багов Н.А., Болиев Т.
«Диктанты и
изложения» для
нач.классов. Нальчик
«Эльбрус» 1997г.

Аннотации к рабочим программам по родному (кабардиночеркесскому)языку( 5-11 классы.)
Аннотация к рабочей программе дисциплины родной (кабардиночеркесский) язык 5 класс
Рабочая программа по родному (кабардино-черкесскому) языкудля 5 класса
составлена на основе «Общеобразовательной программы по кабардиночеркесскому языку и литературе 5-11 классов» в соответствии с
региональным компонентом государственного стандарта основного общего
образования. Содержание программы направлено на освоение знаний,
умений и навыков на базовом уровне.
Целями изучения курса являются:
формирование языковой, коммуникативной и лингвистической
компетенции обучающихся.
Задача курса кабардино-черкесского языка5-го класса
- формирование научно - лингвистического мировоззрения, вооружение их
основами знаний о родном языке, развитие языкового и эстетического
идеала;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и
навыков, овладение нормами русского литературного языка, обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся, обучение
школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
- воспитание обучающихся средствами данного предмета; развитие их
логического мышления, формирование общеучебных умений:
- работа с книгой, со справочной литературой.
Общая характеристика программы
Программа построена с учетом принципов системности, научности и
доступности, а также преемственности и перспективности между разделами
курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету,
которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов

развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой,
авторы выстраивают обучение родному языку в 5 классе на высоком, но
доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом,
выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план
выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей
учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным
материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения
позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под
руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы
с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от
однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов,
качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в
уроки включены сведения из истории родного языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей
учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки о родном языке, раскрывающие
роль и значение родного языка. Программа рассчитана на прочное усвоение
материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого
в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе
«Повторение изученного в 5 классе» определено содержание этой работы, что
продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности
между начальным и средним звеном обучения. Для организации
систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны
примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «кабардино-черкесский язык (родной)» содержат
значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым
предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие
мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и
другие
задачи:
речевого
развития
учащихся,
формирования
обшеучебныхумений(слушать, выделять главное, работать с книгой,
планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи.
Темы по развитию речи речеведческие понятия и виды работы над текстом —
пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это
обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «кабардино-черкесский
язык(родной)» занимает особое место: является не только объектом изучения,
но и средством обучения. Как средство познания действительности родной язык
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка,
развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная
система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучение в
сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков,
информационно-коммуникационные, здоровье сбережения и т.д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков
являются
входной контроль в начале и в конце четверти; текущий — в форме устного,
фронтального
опроса,
контрольных,
словарных
диктантов,
предупредительных,
объяснительных,
выборочных,
графических,
творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими
заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов;
итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный
анализ текста.
В 5 классе для изучения кабардино-черкесского языка(родного)отводится 2
час в неделю. Программа рассчитана на 68 часов.
Место изучения дисциплины в учебном плане:
Для реализации программного содержания используются
учебные пособия.

следующие

Програмно-методическое
обеспечение
по
родному(кабардиночеркесскому) языкув 5 классе
№ Автор
Учебные
Изд-во Год Наличие
Методич
пособия
изд
дидактического
пособие
материала
для учителя
1 Гяургие «Адыгэбзэ «Эльбр 2017 Адыгэтхылъымзэ Урусов
в
»
ус»
релэжьын тетрадь «Адыгэграмм
Х.З.
5 класс
атикэ»
2 Инчиев Рабочая
«Эльбр 2012 «Нур»
Сборник
а
тетус»
журнал
диктантов и
И.К.
радь
к
изложений
учебнику
Сборник
изложений и
сочинений
Аннотация к рабочей программе дисциплины родной(кабардиночеркесский)язык 6 класс
Рабочая программа по родному(кабардино-черкесскому)языкудля 6 класса
составлена на основе «Общеобразовательной программы по кабардиночеркесскому языку и литературе 5-11 классов» в соответствии с
региональным компонентом государственного стандарта основного общего
образования. Содержание программы направлено на освоение знаний,
умений и навыков на базовом уровне.
Целями изучения курса являются:

формирование языковой, коммуникативной и лингвистической
компетенции обучающихся.
Задача курса кабардино-черкесского языка (родного)6-го класса
- формирование научно - лингвистического мировоззрения, вооружение их
основами знаний о родном языке, развитие языкового и эстетического
идеала;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и
навыков, овладение нормами русского литературного языка, обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся, обучение
школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
- воспитание обучающихся средствами данного предмета; развитие их
логического мышления, формирование общеучебных умений:
- работа с книгой, со справочной литературой.
Место изучения дисциплины в учебном плане:
в 6 классе для изучения кабардино-черкесскогоязыкапрограмма рассчитана
на 34 час.
Для реализации программного содержания используются
следующие
учебные пособия:
Учебник «Адыгэбзэ» 6 класс, Урусов Х. Ш,, Амироков И.А., г. Нальчик,
«Эльбрус», 2018 г.
Рабочая тетрадь, Апажева М.
Аннотация к рабочей программе дисциплины «Кабардино-черкесский язык
(родной)» 7 класс
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного
общего образования по родному (кабардино-черкесскому)языку.Программы
по родному (кабардино-черкесскому) языку к учебникам для 7-го класса
Урусов Х.Щ., АмироковИ.1.
Сопоставление примерной и авторской Программ выявило, что в
основном авторская программа
реализует обязательный минимум
содержания образования , однако при изучении грамматики необходимо
усилить аспект культуры речи, так как курс кабардино-черкесского языка
(родного) для основной школы направлен на совершенствование речевой
деятельности на основе овладения знаниями об устройстве языка,
особенностях его употребления в разных сферах общения на базе усвоения
основных языковых норм кабардинского литературного языка, речевого
этикета. Необходимо также включить следующие дидактические единицы :
вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи , междометие как
особый разряд слов, основные функции междометия, разряды междометия.
Курс родного (кабардино-черкесского)языка7 класса направлен на
достижение следующих целей:
-познакомить с самостоятельными ( причастие и деепричастие), служебными
частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и
ситуациях общения, нормами употребления в речи;
-формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать
изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности

;правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми
написаниями ; работать с текстом.
-совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные
умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования кабардинского
литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты,
сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и
сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных
рассказов;
-воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к
языку как явлению культуры, основному средству общения и получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Место изучения дисциплины в учебном плане:
в 7 классе для изучения родного (кабардино-черкесского)языка) отводится 2
часа в неделюв первом полугодии и1 часа во втором. Программа рассчитана
на 51 час.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны:
Знать/понимать определения основных изученных в 7 классе языковых
явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных
правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
Уметь: РЕЧЕВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:

-адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста,
воспринимаемого на слух;
-выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его
принадлежность к типу речи;
-составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ(устный и
письменный);
-обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного
высказывания одноклассника;
ЧТЕНИЕ:
- дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного
текста;
-выделять иллюстрирующую, аргументирую информацию;
-находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
-проводить маркировку текста (подчёркивать основную информацию ,
выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части т.п.)
-составлять тезисный план исходного текста;
-владеть ознакомительным , изучающим и просмотровым видами чтения;
-прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью
интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении
текста вслух;
ГОВОРЕНИЕ:

-сохранять при устном изложении , близком к тексту , типологическую
структуру и выразительные языковые речевые средства;
-создавать собственные высказывания, соответствующие требованием
точности, логичности, выразительности речи;
-строить небольшое по объёму устное высказывание на основе данного плана
;
-формулировать выводы (резюме) по итогам урока , по результатам
проведенного языкового анализа , после выполнения упражнения и т.п;
-размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста
лингвистического содержания , соблюдать основные лексические и
грамматические нормы современного кабардинского литературного языка,
нормы устной речи(орфоэпические, интонационные);
-уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном
общении с учетом речевой ситуации.
Программно-методическое
обеспечение
по(родномукабардиночеркесскому )языкув 7-х классах
№
1
2

Автор
Урусов Х.Ш.
Амироков И.А.
Жемухов Р.Б.
ТхостоваФ.Ж.

Учебники
«Кабардинский
язык»
«рабочая тетрадь
к
учебнику
кабардинского
языка»

Издательство
Нальчик
«Эльбрус»
Нальчик
«Эльбрус»

Год.изд.
2017
2011

Аннотация к рабочей программе дисциплиныродной(кабардиночеркесский) язык 8 класс
Рабочая программа по родному( кабардино-черкесскому)языкудля 8 класса
основной общеобразовательной школы составлена на основе Примерной
программы (основного) общего образования породному(кабардиночеркесскому) языку, программы по родному (кабардино-черкесскому)языкук
учебникам для 5-9 классов.
Настоящая программа учитывает общеобразовательную направленность
классов, в которых будет осуществляться учебный процесс.
В соответствии с этим реализуется примерная программа федерального
компонента государственного стандарта образования в 8 классах.
Цели обучения кабардино-черкесского языка (родного):
-Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному(
кабардино-черкесскому) языку сознательного отношения к языку как к
духовной ценности , средству общения и
разных сфера в разных
человеческой деятельности;
-Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений
и навыков, обеспечивающих владение кабардино-черкесским литературным
языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом
самосовершенствовании;

-Освоение знаний о кабардино-черкесском языке, его функционировании в
различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и
расширение круга используемых грамматических средств;
- Формирование умений , анализировать , классифицировать языковые ,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации
общения; осуществлять информационный
поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию.
-Применение знаний и умений в жизни.
-сохранять
при письменном изложении типологическую структуру
исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;
-создавать собственные высказывания , соответствующие требованиям
точности , логичности и выразительности речи;
-писать тексты-размышления на лингвистические , морально-этические темы
дискуссионного характера;
-соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного
кабардино-черкесского литературного языка, а также нормы письменной
речи (орфографические, пунктуационные);
Уместно употреблять пословицы, поговорки , крылатые выражения ,
фразеологизмы в связном тексте;
-использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при
редактировании текста;
-анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности
и логичности текста;
-определять стиль речи , прямой и обратный порядок слов в предложениях
текста , способы и средства связи предложений в тексте;
-проводитьфонетический и орфоэпический разбор слов;
-правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
-анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения
орфоэпических норм;
-по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и
их формы;
-объяснять значения слова , его написания и грамматические признаки,
опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;
-определять способы образования слов различных частей речи;
-соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их
лексическим значением , с условиями и задачами общения;
-пользоваться различными видами лексических словарей;
-различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей
речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
-использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и
проведения синтаксического анализа предложения;
-владетьправильным способом применения изученных правил орфографии;
-виды и формы контроля знаний , умений и навыков учащихся 8 класса :
диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный,
выборочный, графический, словарный, творческий, свободный), сочинение
(по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного

опыта), изложение ( выборочное, подробное), тест, комплексный анализ
текста.
Количество часов 51 ч.
Требование к уровню подготовки учащихся в 8 классе
Учащиеся должны:
-знать/понимать определение изученных в 8 классе языковых явлений,
речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы.
Приводя нужные примеры.
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
-правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов
произношения;
-оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения
орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
-разъяснять значение слова . его написание и грамматические признаки ,
опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели
слов;
-разбирать слова , иллюстрирующие разные способы словообразования;
-пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных
словарей;
-ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
-разъяснять значение слов общественно-политической тематики , правильно
их определять;
-пользоваться разными видами толковых словарей ;
-оценивать уместность употребления слов с учетом стиля , типа речи и
речевых задач высказывания;
-находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приёмы ,
основанные на лексических возможностях кабардинского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
-распознавать части речи и их формы;
-соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления
слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
-опираться на морфологический разбор слова при проведении
орфографического , пунктуационного и синтаксического анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
-применять орфографические правила;
-объяснять правописания трудно-проверяемых орфограмм, опираясь на
значение , морфемное строение и грамматическую характеристику слов ;
-СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
-опознавать , правильно строить и употреблять словосочетания разных
видов;
-различать простые предложения разных видов, использовать односоставные
предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
-правильно т уместно употреблять предложения с вводными конструкциями ,
однородными и обособленными членами ;
-правильно строить предложения с обособленными членами;

-проводить интонационный анализ простого предложения ;
-выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
-проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения
при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
-использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления
выразительности речи;
-владеть правильным способом действия при применении изученных правил
пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных
конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения
, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно
подбирать примеры на пунктуационные правила.
-Формы промежуточной и итоговой аттестации в 8-классе следующие:
-тест
-проверочная работа с выборочным ответом ;
-комплексный анализ текста;
-подробное и выборочное изложение;
-изложение с элементами сочинения –рассуждения;
-сочинение-описание памятника;
-сочинения на морально-этическую тему;
-публичное выступление по общественно важным проблемам;
-сочинение- рассказ на свободную тему;
-устное высказывание на лингвистическую тему;
Программно-методическое
обеспечение
по
родному(кабардиночеркесскому) языкув 8-х классах.
№ Автор

Учебные пособия

Издательство
Нальчик
«Эльбрус»

1

Урусов Х.Ш.
Тамбиев Б.А.

«Кабардино-Черкесский
язык»

2

ХагуроваС.А.
БаловаЛ.Ф.

Рабочая
тетрадь
к «Эльбрус»
учебнику кабардинский
язык

Год
изд
2017

2012

Аннотация к рабочей программе дисциплины родной (кабардиночеркесский)язык9 класс
Рабочая программа по родному (кабардино-черкесскому)языкудля 9 класса
основной общеобразовательной школы составлена на основе Примерной
программы (основного) общего образования по родному(кабардиночеркесскому) языку, программы по родному (кабардино-черкесскому) языкук
учебным пособиям для 5-9 классов.
«Кабардино-черкесский язык» 9 класс Урусов Х.Ш.Тамбиев Б.А.
Основные цели и задачи изучения родного языка в основной школе
• Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с
развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания,
человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык,

сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего
родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в
разных сферах человеческой деятельности, средство освоения моральноэтических норм, принятых в обществе;
• овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками,
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования;
• приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее
функционирования, развитие способности опознавать, анализировать,
сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение
активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений
стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского
языка;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их
речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных
ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к
речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного
языка;
• совершенствование коммуникативных способностей, формирование
готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог,
искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика программы
Программа построена с учетом принципов системности, научности и
доступности, а также преемственности и перспективности между разделами
курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету,
которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов
развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой,
авторы выстраивают обучение родному языку в 9 классе на высоком, но
доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом,
выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план
выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей
учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным
материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения
позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под
руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы
с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от
однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов,
качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в
уроки включены сведения из истории родного языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей
учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки о родном языке, раскрывающие
роль и значение родного языка. Программа рассчитана на прочное усвоение
материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого
в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 9 классе в разделе
«Повторение изученного в 9 классе» определено содержание этой работы, что
продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности
между начальным и средним звеном обучения. Для организации
систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны
примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Кабардино-черкесский язык 9 класс» содержат
значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым
предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие
мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и
другие
задачи:
речевого
развития
учащихся,
формирования
общеучебныхумений(слушать, выделять главное, работать с книгой,
планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи.
Темы по развитию речи речеведческие понятия и виды работы над текстом —
пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это
обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Родной язык»
занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством
обучения. Как средство познания действительности кабардино-черкесский язык
(родной) обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует
навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная
система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучение в
сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков,
информационно-коммуникационные, здоровьесбереженияит.д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков
являются входной контроль в начале и в конце четверти; текущий — в форме
устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов,
предупредительных,
объяснительных,
выборочных,
графических,
творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими
заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов;
итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный
анализ текста.
Количество часов— 51
Програмно-методическое обеспечение
по родному(кабардино-черкесскому) языкув 9-м классе

№ автор

1

2

Учебные
пособия

Урусов «Адыгэб
Тамбиев зэ»
9 класс

Изд-во

Год
изд

«Эльбру 2017
с»

Наличие
дидактического
материала
Гяургиев
«адыгэбзэпэжыр
. лэжьыгъ.»
Танашева
Балова
«Адыгэбзэтхылъ
ымзэрелэжьын
тетрадь»

Методическое
пособие для
учителя
Гяургиев
«Адыгэбзэрзэр
аджметодикэ»
Гяургиев
«Нагъыщэ
гъэувык1эм
зэрыху.
методикэ»

Аннотация к рабочей программе дисциплины кабардино-черкесский язык
(родной)10 класс
Рабочая программа по родному(кабардино-черкесскому) языкудля 10 класса
составлена к учебному пособию«Адыгэбзэ» 1-частиавторов Гяургиев Х.З.
Дзасежев Х. (Издательство «Эльбрус», 2016).
Основные цели и задачи изучения родного (кабардино-черкесского)языка в
основной школе
• Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с
развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания,
человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык,
сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего
родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в
разных сферах человеческой деятельности, средство освоения моральноэтических норм, принятых в обществе;
• овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками,
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности,
самобразования;
• приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее
функционирования, развитие способности опознавать, анализировать,
сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение
активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений
стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского
языка;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их
речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных
ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к

речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного
языка;
• совершенствование коммуникативных способностей, формирование
готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог,
искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика программы
Программа построена с учетом принципов системности, научности и
доступности, а также преемственности и перспективности между разделами
курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету,
которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов
развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой,
авторы выстраивают обучение родному языку в 10 классе на высоком, но
доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом,
выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план
выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей
учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным
материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения
позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под
руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы
с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от
однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов,
качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в
уроки включены сведения из истории родного языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей
учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки о родном языке, раскрывающие
роль и значение родного языка. Программа рассчитана на прочное усвоение
материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для
организации систематического повторения, проведения различных видов
разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника содержат значительное количество упражнений разного
уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные
задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При
изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся,
формирования обшеучебныхумений(слушать, выделять главное, работать с
книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи.
Темы по развитию речи речеведческие понятия и виды работы над текстом —
пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это
обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «кабардино-черкесский
язык (родной)» занимает особое место: является не только объектом изучения,
но и средством обучения. Как средство познания действительности родной язык

обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка,
развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучение в
сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков,
информационно-коммуникационные, здоровье сбережения и т.д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков
являются входной контроль в начале и в конце четверти; текущий — в форме
устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов,
предупредительных,
объяснительных,
выборочных,
графических,
творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими
заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов;
итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный
анализ текста.
Количество часов—34, в неделю—1
Программно-методическое обеспечение по
родному(кабардино-черкесскому)языку10класс
№

Автор

Название

Изд-во

1

Гяургиев
Дзасежев
Урусов Хь

«Адыгэбзэ»
1- часть
«Адыгэбзэ»

«Эльбрус»

Год
Изд.
2008

«Эльбрус»

2007

2

Аннотация к рабочей программе дисциплины родной(кабардиночеркесский)язык11 класс
Рабочая программа по кабардино-черкесскому языку(родному) для 11 класса
составлена к учебному пособию для 11 класса общеобразовательной школы
авторов Гяургиев Х.З. Дзасежев Х. (Издательство «Эльбрус», 2016).
Основные цели и задачи изучения родного (кабардино-черкесского)языка в
основной школе
• Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с
развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания,
человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык,
сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего
родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в
разных сферах человеческой деятельности, средство освоения моральноэтических норм, принятых в обществе;
• овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками,
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными

действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности,
самобразования;
• приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее
функционирования, развитие способности опознавать, анализировать,
сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение
активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений
стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского
языка;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их
речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных
ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к
речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного
языка;
• совершенствование коммуникативных способностей, формирование
готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог,
искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика программы
Программа построена с учетом принципов системности, научности и
доступности, а также преемственности и перспективности между разделами
курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету,
которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов
развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой,
авторы выстраивают обучение родному языку в 11 классе на высоком, но
доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом,
выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план
выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей
учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным
материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения
позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под
руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы
с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от
однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов,
качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в
уроки включены сведения из истории родного языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей
учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки о родном языке, раскрывающие
роль и значение родного языка. Программа рассчитана на прочное усвоение
материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого
в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе в разделе
«Повторение изученного в 11 классе» определено содержание этой работы, что

продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности
между начальным и средним звеном обучения. Для организации
систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны
примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Кабардино-черкесский язык11 класс» содержат
значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым
предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие
мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и
другие
задачи:
речевого
развития
учащихся,
формирования
обшеучебныхумений(слушать, выделять главное, работать с книгой,
планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи.
Темы по развитию речи речеведческие понятия и виды работы над текстом —
пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это
обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «кабардино-черкесский
язык (родной)» занимает особое место: является не только объектом изучения,
но и средством обучения. Как средство познания действительности родной язык
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка,
развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучение в
сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков,
информационно-коммуникационные, здоровье сбережения и т.д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков
являются входной контроль в начале и в конце четверти; текущий — в форме
устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов,
предупредительных,
объяснительных,
выборочных,
графических,
творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими
заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов;
итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный
анализ текста.
Количество часов—34, в неделю—1
Программно-методическое обеспечение по
родному(кабардино-черкесскому) языку11 класс
№

Автор

Название

Изд-во

1

Гяургиев
Дзасежев
Урусов Хь
Гяургиев Х

«Адыгэбзэ»
2 часть
«Адыгэбзэ»
«Адыгэбзэр
Зэрадж

«Эльбрус»

Год
Изд.
2008

«Эльбрус»
«Эльбрус»

2007
2005

2
3

4

Тлупов Ф.Ч.

методикэ
«Адыгэбзэтхылъымзэрелэжьын «Эльбрус»
тетрадь»

2011


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».