Рабочая программа по ИЗО 4 классы

Пояснительная записка
Изобразительное искусство 4 класс
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по изобразительному
искусству и рабочей программы «Изобразительное искусство» авторов Б.М. Неменского, Л. А. Неменской, Н. А.
Горяевой, О. А. Кобловой, Т. А. Мухиной. М.: «Просвещение» 2022 г.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения
современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения.
Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной
исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает
целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как
способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоиндетификации.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного
творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного

потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного
поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и
коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни
в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от
родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за
шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства
в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Изучение Изобразительного искусства в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной т.е. культуры
мироотношений, выработанных поколениями;
- развитие общих художественных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного и
пространственного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально - ценностного отношения к
явлениям жизни и искусства;
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- воспитывать интерес, важнейшие личностные качеств, творческие и культуростроительные способности
эмоционально-ценностного отношения и любви к изобразительному искусству, художественный вкус, нравственные и
эстетические чувства любви к ближнему, к своему народу, к Родине;
-воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

- развивать интерес к основам разных видов визуально - пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры,
дизайна, народного декоративно-прикладного искусства, внутреннему миру человека, умение соотносить свои
переживания и ценностные отношения с переживаниями других людей;
-накапливать тезаурус – багаж художественных впечатлений, интонационно- образного словаря, первоначальных знаний
изобразительного искусства и о изобразительном искусстве, творческих способностей в различных видах деятельности.
- совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений искусства и окружающего мира;
- развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн,
скульптура и др.);
-формировать навыки работы с различными художественными материалами.
На изучение учебного предмета отводится 1 час в неделю, всего 35 часов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
будут сформированы основы художественной культуры: представления о
художественном творчестве и в общении с искусством;

специфике искусства, потребность в

начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности,
разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни
родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом»,
разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится
социально ориентированный взгляд на мир;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание
своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего
региона);
будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные
результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны
приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в
творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности),
ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников
под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим
замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций
творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся,
проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять
главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой
работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе
поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по
живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить
варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих
результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который
приобретается закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Обучающиеся научатся:
узнают о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
узнают основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края,
эстетическому отношению к миру; пониманию красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в
общении с искусством;
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладеют элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности
(рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной
деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
узнают виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн
и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
узнают основные видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
пониманию образной природы искусства;
эстетической оценке явлений природы, событий окружающего мира;

применению художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих
работ;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового
искусства;
обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных
средствах;
узнают названия ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на
празднике;
использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные
техники;
Обучающиеся получат возможность научиться:
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе,
человеку, обществу;
компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
моделированию из бумаги, лепки из пластилина, изображению средствами аппликации и коллажа;
характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных
условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображать в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов,
передаче особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей
истории;
приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту
внутреннего мира человека.

Содержание учебного предмета
Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте
человека.
Разнообразие культур – богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры – важнейший элемент
содержания в 4-м классе.
Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития
человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных
традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для
воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и
уважения к иным культурам.
Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).

Истоки родного искусства (8ч.) Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В
постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире,
красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой.
Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный
материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских
художников. Эстетика труда и празднества.
Древние города нашей земли (7ч.) Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные
особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский
каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и
архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники
древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и
окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения
частей при формировании образа.
Каждый народ – художник (11 ч.) Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.
Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере
понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов
традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве
мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.
Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства
культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы (5ч.) От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о
едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве:
материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро.

Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство
передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество
зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

№
1.
2.
3.
4.
5.

Наименование разделов
Истоки родного искусства
Древние города нашей земли
Каждый народ – художник
Искусство объединяет народы
Резервные уроки
Итого

Всего часов
8
7
11
5
4
35

Тематическое планирование ИЗО 4 класс
Тема урока

ока
Истоки родного искусства (8 ч.)
Пейзаж родной земли. Рисование по представлению
Красота природы в произведениях русской живописи.
Деревня – деревянный мир.
Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы.
Образ русского человека в произведениях художников.
Красота человека. Женский образ
Календарные праздники.
Народные праздники.
Древние города нашей земли (7ч.)
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины - защитники.
«Золотое кольцо России».
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах.

Кол-во
часов

Дата
план

1
1
1
1
1
1
1
1

08.09
15.09
22.09
29.09
06.10
13.10
20.10
27.10

1
1
1
1
1
1
1

17.11
24.11
01.12
08.12
15.12
22.12
29.12

Дата
факт

-35

Каждый народ – художник (11ч.)
Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры.
1
Искусство оригами.
1
Образ человека, характер одежды в японской культуре.
1
Народы гор и степей.
1
Юрта как произведение архитектуры.
1
Города в пустыне.
1
Древняя Эллада.
1
Олимпийские игры.
1
Средневековый город.
1
Образ готического храма в средневековом городе.
1
Многообразие художественных культур в мире. Обобщение раздела «Каждый народ – 1
художник».
Искусство объединяет народы (5 ч.)
Тема материнства в искусстве.
1
Образ Богоматери в русском и западно-европейском искусстве.
1
Мудрость старости.
1
Сопереживание. Дорогою добра.
1
Герои-защитники.
1
Резервные уроки

19.01
26.01
02.02
09.02
16.02
02.03
09.03
16.03
06.04
13.04
20.04

27.04
04.05
11.05
18.05
25.05

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

- Учебник» для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений /Под редакцией Б.М. Неменского. -М.:
Просвещение, 2022.
- Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 1-4 классы. Поурочные разработки под редакцией Б.М.
Неменского .-М.: Просвещение, 2022.
- Рабочие программы. Изобразительное искусство авторов Б.М. Неменского, Л. А. Неменской, Н. А. Горяевой, О. А.
Кобловой, Т. А. Мухиной. М.: «Просвещение» 2022 г.
- Сборники статей о изобразительном искусстве.
- Книги о художниках.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».