Пояснительная записка Изобразительное искусство 4 класс Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и рабочей программы «Изобразительное искусство» авторов Б.М. Неменского, Л. А. Неменской, Н. А. Горяевой, О. А. Кобловой, Т. А. Мухиной. М.: «Просвещение» 2022 г. В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоиндетификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы. Изучение Изобразительного искусства в 4 классе направлено на достижение следующих целей: - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями; - развитие общих художественных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного и пространственного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально - ценностного отношения к явлениям жизни и искусства; Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: - воспитывать интерес, важнейшие личностные качеств, творческие и культуростроительные способности эмоционально-ценностного отношения и любви к изобразительному искусству, художественный вкус, нравственные и эстетические чувства любви к ближнему, к своему народу, к Родине; -воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; - развивать интерес к основам разных видов визуально - пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, народного декоративно-прикладного искусства, внутреннему миру человека, умение соотносить свои переживания и ценностные отношения с переживаниями других людей; -накапливать тезаурус – багаж художественных впечатлений, интонационно- образного словаря, первоначальных знаний изобразительного искусства и о изобразительном искусстве, творческих способностей в различных видах деятельности. - совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений искусства и окружающего мира; - развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); -формировать навыки работы с различными художественными материалами. На изучение учебного предмета отводится 1 час в неделю, всего 35 часов. Планируемые результаты освоения учебного предмета будут сформированы основы художественной культуры: представления о художественном творчестве и в общении с искусством; специфике искусства, потребность в начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус; появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность; установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир; будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие. Обучающиеся: овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира; получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства; научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона); будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. Личностные, метапредметные и предметные результаты В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается закрепляется в процессе освоения учебного предмета: Обучающиеся научатся: узнают о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; узнают основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетическому отношению к миру; пониманию красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; овладеют практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; овладеют элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); узнают виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); узнают основные видов и жанров пространственно-визуальных искусств; пониманию образной природы искусства; эстетической оценке явлений природы, событий окружающего мира; применению художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; узнают названия ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; Обучающиеся получат возможность научиться: передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; моделированию из бумаги, лепки из пластилина, изображению средствами аппликации и коллажа; характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; изображать в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передаче особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. Содержание учебного предмета Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека. Разнообразие культур – богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры – важнейший элемент содержания в 4-м классе. Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам. Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная). Истоки родного искусства (8ч.) Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества. Древние города нашей земли (7ч.) Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа. Каждый народ – художник (11 ч.) Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию. Искусство объединяет народы (5ч.) От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни. № 1. 2. 3. 4. 5. Наименование разделов Истоки родного искусства Древние города нашей земли Каждый народ – художник Искусство объединяет народы Резервные уроки Итого Всего часов 8 7 11 5 4 35 Тематическое планирование ИЗО 4 класс Тема урока ока Истоки родного искусства (8 ч.) Пейзаж родной земли. Рисование по представлению Красота природы в произведениях русской живописи. Деревня – деревянный мир. Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы. Образ русского человека в произведениях художников. Красота человека. Женский образ Календарные праздники. Народные праздники. Древние города нашей земли (7ч.) Родной угол. Древние соборы. Города Русской земли. Древнерусские воины - защитники. «Золотое кольцо России». Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах. Кол-во часов Дата план 1 1 1 1 1 1 1 1 08.09 15.09 22.09 29.09 06.10 13.10 20.10 27.10 1 1 1 1 1 1 1 17.11 24.11 01.12 08.12 15.12 22.12 29.12 Дата факт -35 Каждый народ – художник (11ч.) Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры. 1 Искусство оригами. 1 Образ человека, характер одежды в японской культуре. 1 Народы гор и степей. 1 Юрта как произведение архитектуры. 1 Города в пустыне. 1 Древняя Эллада. 1 Олимпийские игры. 1 Средневековый город. 1 Образ готического храма в средневековом городе. 1 Многообразие художественных культур в мире. Обобщение раздела «Каждый народ – 1 художник». Искусство объединяет народы (5 ч.) Тема материнства в искусстве. 1 Образ Богоматери в русском и западно-европейском искусстве. 1 Мудрость старости. 1 Сопереживание. Дорогою добра. 1 Герои-защитники. 1 Резервные уроки 19.01 26.01 02.02 09.02 16.02 02.03 09.03 16.03 06.04 13.04 20.04 27.04 04.05 11.05 18.05 25.05 Материально-техническое обеспечение учебного процесса - Учебник» для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений /Под редакцией Б.М. Неменского. -М.: Просвещение, 2022. - Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 1-4 классы. Поурочные разработки под редакцией Б.М. Неменского .-М.: Просвещение, 2022. - Рабочие программы. Изобразительное искусство авторов Б.М. Неменского, Л. А. Неменской, Н. А. Горяевой, О. А. Кобловой, Т. А. Мухиной. М.: «Просвещение» 2022 г. - Сборники статей о изобразительном искусстве. - Книги о художниках.